воскресенье, 22 мая 2016 г.

Намкхай Норбу Ринпоче. Об отношениях между людьми, воспитании детей и возникающих проблемах.

У нас есть нечистое видение и, по­скольку это – нечистое видение, множество людей создают проблемы. Обстановка также может влиять, но это – не главная проблема. Главной проблемой является наша привязанность.

Когда мы привязываемся, то создаём напряжения и тогда возникает множество проблем, одними из которых являются проблемы между двумя людьми. Например, говорят: «Теперь мы связаны обещанием, мы решили пожениться, мы любим друг друга и т. д.». В этот момент они чувствуют себя очень счастливыми и всё идёт хорошо. И даже если, например, девушка ударит парня, он чувствует себя очень счастливым и у него возникает какое-то ощущение. Также они хотят сидеть на одном стуле. Я видел много таких вещей.

Иногда я приглашал студентов или людей, которые любили друг друга. Они хотели сидеть не на двух стульях, а на одном. Иногда тяжесть была слишком велика и стул ломался. Когда они шли в туалет, они хотели идти туда вместе. Они действительно чувство­вали, что очень любят друг друга и что они очень связаны. Затем они просили меня: «Пожалуй­ста, проведите брачный ритуал для нас». Я отвечал: «В этом нет необходимости. Самое главное – чтобы вы сотрудничали и чтобы ваши отношения продолжались». Но они говорили: «О нет, нам нужен ритуал». Тогда я отвечал: « О кей, проведём ритуал» и я старался выполнить какой-то ритуал, а затем, спустя два или три года, они говорили: «Теперь мы хотим разойтись». И прибав­ляли: «С самого начала наши точки зрения были разными и нам очень трудно оставаться вместе». У них даже не было желания спать в одной кровати, потому что, как только они соприкасались, это создавало проблемы. Такова наша действительная природа.

Если мы знаем, каково наше состоя­ние, мы можем открыть и то, каким образом мы обусловлены страстями. Практикующий также должен проявлять осознанность в отношениях между людьми. Проявлять осознанность также означает не быть ослеплёнными страстями. Не существует постоянства; однажды вы решаете, что с вас хватит, и всё изменяете.

Если между двумя людьми существует настоящее сотрудничество, им нужно уделять внимание не только тому, что они – молоды и имеют приятную внешность, но также обладать этим представлением о сотрудничестве и думать: «Однажды мы постареем». Если ещё будучи молодыми, вы  уже считаете друг друга старыми,  тогда действительно присутствует этот принцип сотрудничества и ваша практика страсти  становится второстепенной, а принцип сотруд­ничества выходит на первое место. Именно так два человека должны жить вместе.

Это не озна­чает, что учения Дзогчен говорят, что вы должны только сидеть в созерцании. Практика Дзогчен касается всей нашей жизни. Вы должны знать, каким образом вести себя в отношениях между существами. Также нужно знать, что однажды у вас появится ребёнок. Как вы будете его воспиты­вать? Какое образование вы ему дадите и т. д.? И если появится этот ребёнок, вы несёте ответ­ственность за него до тех пор, пока он не сможет нести ответственность за самого себя. Именно это называется осознанностью в Дзогчен. Действительно очень важно знать все эти обстоятель­ства.

Недостаточно придти в храм и оставаться несколько минут в какой-либо позе, а как только вы  выходите, всё опять становится сансарой. Говорят, что сансара должна быть объединена с пониманием учения. Это означает, что существует нечто, что необходимо выполнять конкретным образом.

Когда я встретил своего учителя Чанчуб Дордже в первый раз, я был очень удивлён, потому что я провёл большую часть своего времени в монастыре и в школе, и в нашей школе были только монахи и это не имело ничего общего с обычной жизнью в деревне. Например, когда я видел девушку, я боялся и стыдился, потому что я всегда жил в монастыре, но когда я приехал туда, где жил мой учитель Чанчуб Дордже, всё изменилось.

Всё время я видел множество людей, которые приходили попросить советов или лекарств и, в частности, я видел многих людей, кото­рые просили советов по поводу отношений между мужчинами и женщинами. У них было много проблем и мой учитель Чанчуб Дордже давал им советы о том, каким образом вести себя в этих отношениях. Это очень меня удивляло, но я сам также понял позднее, что это действительно тесно связано с учениями.

Учения касаются жизни в нашем состоянии и того, как продолжать в этом состоянии. Это также необходимо знать. Например, у многих из  нас есть дети. Как они должны жить? Как мы должны их воспитывать? Если у вас есть точное представление о Дзогчен, то суще­ствует метод воспитания. Вы не смогли бы найти книгу, которая называется «Воспитание детей в соответствии с учениями Дзогчен». Может быть, вы можете написать её, развить это, но это – не главное. Главным является знание.

Например, родившись, дети являются совершенно свободными. У них нет никаких представлений об ограничениях общества. Это – не так уж плохо, потому что больше соответствует нашей истинной природе. Но спустя несколько дней они должны проникнуться ограничениями своих родителей. Почему? Потому что вместе со своими родите­лями, во всех своих измерениях, мы живём в ограниченном мире. Например, если вы выпрыгнете из окна, вы умрёте, и родители знают, что дети не должны прыгать из окна и если это случится, возникнут проблемы. Это – ограничение.

Существует чрезвычайно много ограничений и понем­ногу дети учатся их узнавать. Сначала их воспитывают родители, затем, когда они идут в школу, там они получают другое воспитание, затем в лицее, в университете и т. д., и они узнают всё больше и больше ограничений. В конце концов они получают много воспитания и живут в замке ограничений, и если вы действительно хотите воспитывать детей, вы должны понимать, что такое ограничения.

Это не означает, что, когда вы дадите им понять, что такое ограничения, они престу­пят их, потому что в то же время вы должны сообщить им, почему необходимо ограничивать себя и таким образом они станут ответственными за самих себя. Не нужно воспитывать детей, чтобы они зависели от вас.

Все родители делают лучшее, на что способны. Но обычно дети думают, что родители несут ответственность. Поэтому если вы умеете привести детей к пониманию того, что они ответственны за самих себя, они могут по-настоящему включиться в общество и совершить многое, и когда вы приведёте их к пониманию того, что они должны нести ответственность за самих себя, вы также приведёте их к пониманию того, что такое ограничения. Когда они обретут это понимание, у них будет меньше напряжений и это является учением. А также это является практикой.

Если мы воспитываем детей таким образом, я думаю, что позднее они более легко найдут возможность работать и приносить пользу обществу. Это – пример очень важного момента в нашей жизни, способа применения нашего присутствия.


Из наставлений, данных во время ритрита в Марсеволе, Франция, в мае 1989 г.

Перевод с французского: Игорь Калиберда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий