воскресенье, 4 ноября 2012 г.

Лищу Тагрин. Светильник, Проясняющий Знаки Смерти. Из собрания текстов по Дзогчену традиции Бон “Наставления Всеобъемлющего Пространства, Высочайший Пик Непревзойдённого Полного Совершенства”.

Я выражаю почтение измерению Всеобъемлющего Блага (тиб. Kun-bZang sKu), Великому Блаженству!

Я, Лищу Тагрин (тиб. Li Shu sTag Rings), составил:

«Светильник, проясняющий знаки смерти».

Существуют два вида смерти: несвоевременная смерть и смерть от истощения элементов.

Знаки изменения проявляются таким образом: тот, кто хочет узнать, когда наступит смерть, сначала должен принимать Прибежище, делать большие подношения охранителям учения и затем приступать к исследованию, чтобы узнать, когда наступит время смерти.
Оно разделяется на три части: исследование внешних знаков тела, исследование внутренних знаков праны и исследование тайных знаков ума.

Исследование внешних знаков тела разделяется на две части: исследование тела другого и исследование собственного тела.

(Исследование тела другого.)

Сначала исследуйте форму и цвет тела, затем пульc и дыхание.
Если ногти на руках и ногах становятся тусклыми, человек умрет в течение девяти месяцев и половины дня.

Если уменьшается белизна глаз, человек умрет в течение пяти месяцев.
Если пучок волос становится прямым на затылке, двери демона, человек умрет в течение двадцати пяти дней: это называют «приказ Владыки Смерти» и от него трудно спастись.

Если выступают лодыжки, человек умрет в течение месяца.
Все эти знаки должны исследоваться прежде других.

Если черные пятна образуются на основаниях зубов, человек умрет через девять дней.

Если нос расплющивается, это называется «заграждение двери жизненной энергии» и человек умрет в течение пяти дней.
Если конечности сокращаются, это называется «нечистые остатки элементов» и человек умрет в течение семи дней.

Если трудно закрыть глаза и они неподвижно смотрят, это называется «убегающая энергия» и человек умрет в течение трех дней.

Если глазные связки (тиб. Mig gi Tshigs) скручиваются и трудно смотреть вверх даже короткое время, это называется «волна элемента», и человек умрет через пятнадцать дней.

Если мышцы щек ослабнут, это называется «разрыв дверей элементов» и человек умрет через девятнадцать дней.

Если дыхание становится все слабее и слабее, это называется «подсчет ветра» и человек умрет в течение шести месяцев.

Если правая и левая вены глаза (тиб. Mig rTsa) искривляются, это называется «перерезание связи между небом и землей» и человек умрет в течение восьми дней.

Если из глаз непрерывно текут слезы, это называется «препятствие» и человек умрет в течение десяти дней.

Если на ногах появятся отметины, которых не было раньше, человек умрет через два или три дня.

Если уши расплющиваются, это называется «разрушение связок ушей» и человек умрет через пять дней или в полночь на третий день.

Если диафрагма изгибается внутрь, это называется «прерыванием канала элемента воды» и человек умрет через две недели.

Если невозможно уснуть, это называется «опустошением семени огня» и человек умрет через тринадцать дней.

Таковы знаки на конечностях и органах чувств других людей. Исследование для блага других должно совершаться таким образом.

Исследование йогином своих собственных знаков.

Сначала поднеси торма (тиб. gTor-ma) ламе и божествам и, делая ганачакру, читай призывания. Затем очищай свое тело, делая омовение, и проси ответа. Существуют такие исследования: исследование, «сокращается ли мимолетное отражение, которое проявляется в пространстве»; исследование, «разрывается ли веревка, связывающая землю с небом в измерении пространства» (1); исследование, «поднялась ли белая львица на склон горы Меру»; исследование, «ломается ли посредине дерево, исполняющее желания, на границе горы и равнины»; исследование, «исчезает ли испарение «чусин» (тиб. Chu-Srin) (2) в глубинах океана»; исследование, «прерывается ли дым монаха в городах земли»; исследование, «опускается ли неизменное солнце на вершину горы Меру»; исследование, «прерывается ли звук дакини в пещерах горы Меру»; исследование, «рубит ли Владыка Смерти дерево, исполняющее желания». Всего их девять.

Теперь исследование «мимолетного отражения, которое появляется в небе»:

Утром, когда ясное небо, стой обнаженным с прямыми конечностями и четками или палкой в руке. Полуприкрытыми глазами в течение долгого времени пристально смотри в центр собственной тени, а затем подними глаза в небо: появится «отражение жизни».

Если конечности образа целы и его цвет тускло-белый, говорится, что жизнь этого человека вне опасности.

Если в образе появляется что-либо лишнее или что-то отсутствует, можно установить время смерти; по цвету возможно узнать, какой демон вызывает болезнь; и по форме возможно установить, отвращается ли смерть посредством выкупа.

Если при исследовании отражения отсутствует палка, это означает, что ушло охранительное божество (тиб. brTen-pa'i Lha), и смерть наступит в течение пяти лет.

Если отсутствует правая рука, смерть наступит в течение трех лет; если отсутствует левая рука, - также в течение трех лет.

Если правая нога ниже середины отсутствует, смерть наступит в течение двух лет; если отсутствует полностью, - в течение восьми месяцев. Если отсутствует левая нога, умирают в течение одного года.

Если верхняя часть шеи отсутствует, смерть наступит в течение пяти месяцев; если вся шея отсутствует, - в течение трех месяцев.

Если верхняя часть тела отсутствует, умирают в течение двух месяцев; если отсутствует нижняя часть, в течение месяца.

Если правая часть тела отсутствует, умирают в течение двадцати девяти дней; если отсутствует левая часть, - в течение двадцати одного дня.
Если фигура квадратная, отврати смерть посредством ритуалов выкупа!
Если она круглая, овальная или в форме полумесяца, возможно отвратить смерть посредством ритуалов выкупа.

Если она скручена или треугольной формы, не существует никакого спасения, важно практиковать добродетели.

Если цвет белый и постепенно исчезает от центра, это знак того, что человек стал жертвой «лу» (тиб. kLu) (3) и «гьялпо» (тиб. rGyal-po) (4); если цвет черный, постепенно исчезающий, начиная с правой стороны, это знак того, что человек стал жертвой «дуд» (тиб. bDud) (5) и «мамо» (тиб. Ma-mo) (6).

Если цвет красный и постепенно исчезает, начиная с левой стороны, человек стал жертвой «цен» (7) (тиб. bTsan) и охранителей учения (8).
Если цвет желтый и постепенно исчезает, начиная с головы, человек стал жертвой «лу», «цен» и «гьялгон» (тиб. rGyal-'Gong) (9).

Если цвет синий, постепенно исчезает, начиная снизу, человек стал жертвой «лу» и «цомэн» (тиб. mTsho-sMan) (10).

Если цвет темный, человек стал жертвой, главным образом, «мамо» и Владыки Смерти (11).

Если цвет тусклый и неотчетливый, человек стал жертвой «садагов» (тиб. Sa-bdag) (12).

Если фигура многоцветная и светящаяся, человек стал жертвой многочисленных духов смерти.

Таково исследование препятствий от различных классов демонов согласно цвету, которое особенно приносит ясность тем, кто болен.

Исследование, «разрывается ли веревка, связывающая землю с небом»:

В полдень йогин смотрит на юг, фиксируя взгляд только в одном направлении. Положи локоть на колено, подними руку ко лбу, сжав в кулак. Поставь его между бровями и посмотри на запястье уголком глаза: оно будет очень тонким, подобно нити.

Если она разорвана, существует опасность смерти в течение девятнадцати дней.

Исследование, «опустился ли седок - белая львица - на склон горы Меру»:

Если есть лужа воды на востоке или насыпь вверху, смотри в направлении стены или насыпи на запад. На тени головы появится постепенно исчезающее отражение, и эти два образа будут лежать один на другом. Если на голове ничего не появится, говорят, что эта «удержание воды», и человек умрет в полдень на шестнадцатый день.

Исследование, «ломается ли посредине дерево, исполняющее желания, на границе горы и равнины»:

Оно не объясняется в этом контексте, так как является особым исследованием пульса.

Исследование, «исчезает ли испарение в глубинах океана»:

Человек не должен иметь половых сношений ночью и принимать алкоголь; должен вести себя добродетельно. В металлическую чашку или чистый сосуд испускают собственную утреннюю мочу и рассматривают ее в солнечных лучах: если испарение фиолетовое, человек умрет в течение пятнадцати дней. Если есть несколько красных пятен, человек умрет в течение девяти дней. Исследование цвета - такое же, как выше.

Исследование, «прерывается ли дым монаха в городах земли»:

С первым светом утренней зари, опорожните кишечник и исследуйте, возникает ли испарение от экскрементов; если испарение отсутствует, человек умрет в течение девяти дней.

Исследование, «опускается ли солнце на вершину горы Меру»:

Это является наименованием света мудрости собственного ума. Если цвет собственного лица изменяется, умирают; и не существует возможности предотвращения смерти посредством выкупа.

Исследование, «прерывается ли самопроизвольный звук дакини в пещерах горы Меру»:

Принимают йогическую позу «спящего льва» с ухом на земле. Если слышится звук «ур» или «шаг-шаг» или звук встряхивающихся животных, человек не попадет в состояние бардо. Если слышится звук ветра, человек умрет в течение семи или тринадцати дней. Если никакого звука не слышно, человек умрет в течение пяти или семи дней.

Исследование, «поднял ли сам демон Яма (13) символ дерева, исполняющего желания»:

Если пучок волос встает на затылке, человек умрет в течение семи дней.
Какие бы знаки не появились, они несомненно будут соответствовать вышеупомянутым расчетам. Йогин рассматривает их, когда возникает удобный случай; но, если больной человек слишком стар, невозможно быть уверенным, поскольку сила элементов истощается.

Нет необходимости в методах гадания (14) или медицины. Йогинам следует всегда носить этот текст с собой для совершения действий без обязательства. Для блага йогинов я, Нячен Лищу Тагрин, написал это. Здесь завершается сущностный трактат о знаках смерти.

Теперь будут подробно объяснены методы предотвращения смерти.

Во всех случаях лучше всего, чтобы присутствовав собственный лама или друг, в которого верят, для дарования посвящения пяти семенных слогов элементов пяти органам чувств.

В случае, если ногти теряют цвет, подносят зерно семи Мудрецам (15): совершают подношение даров и принимают обеты; если обеты уже были приняты, повторяют формулировку. Таким образом отбрасывают смерть.
Если уменьшается белизна глаз: на белую землю кладут «ца-ца» (тиб. Tsha-Tsha) (16) за каждый год собственной жизни и обходят вокруг них семь раз, затем бросают их в реку. Идут вверх, делая один шаг на каждый год своей жизни, не оглядываясь назад.

Если пучок волос встает на затылке: изготавливают изображение, размером в один локоть, используя муку из черного зерна. В него кладут одно семя «лунг-тхан» (тиб. Lung-Thang) (17) на каждый год собственной жизни и кусок бумаги со своим именем, написанным на нем. Отрезают пучок своих волос и кладут его на изображение. Берут немного крови из своего тела и обмазывают ей лицо изображения. Одевают изображение в какие-либо одежды и окрашивают его тело углем. Отмеряют сто двадцать шагов от своего дома и чертя здесь треугольник. Повторяют слог «РАМ», сущность элемента огня, один раз на каждый год своей жизни.

Затем громко кричат три раза: «Возьми это! Возьми это! Черный Демон! Это важно!» (18).

Затем кладут изображение в треугольную ямку и покрывают ее собственными испражнениями, не глядя в направлении фигуры.
Снова производят исследование: если знак является таким же, как прежде, ритуал не принес пользы. Повторяют все снова. Если смерть не отвращается посредством одного ритуала, необходимо совершать его неоднократно.

Если выступают лодыжки: стоят лицом на запад, когда начинает падать тень от солнца. Полностью раздеваются донага и привязывают несколько собачьих хвостов к своей спине. Кладут свои испражнения перед собой и едят их в небольших количествах, три раза издавая собачий лай.
В случае черных пятен, образующихся на основаниях зубов, на человека кладут шкуру козла и обращают его лицом на восток. Побуждают его три раза проблеять.

Если расплющивается нос: сосредотачиваются на слоге «А» на кончике своего носа, бормочут «А-ти-ша» (тиб. A-ti-sha) двадцать один раз и моются водой, собранной с различных мест. Таким образом могут обрести пользу.

Если конечности сокращаются или расслабляются: сургучом на теле рисуют круг с четырьмя лучами; затем пишут семенные слоги пяти элементов. Наконец, обрызгивают тело освященной водой, один раз на каждый год прожитой жизни человека, и таким образом могут обрести пользу.

Если глаза видят вещи уменьшенными, устраивают пиршество для такого количества людей, сколько лет собственной жизни, каждый человек должен быть из различной семьи. Обретают пользу посредством накопления заслуг.

Если щеки впали: положив на землю по одному «цаца» на каждый год жизни человека, совершают подношения воды (19), по одному на каждый год жизни, одно огненное подношение (20) на каждый год жизни и развешивают двадцать молитвенных флагов на каждый год жизни.
Говорят в небо, один раз на каждый год жизни: «Пусть препятствия будут устранены!» Таким образом поворачивают вспять течение смерти.

Если дыхание становится слабым, кормят больного человека кипяченой простоквашей, на которую надо подышать и произнести слог «ЯМ», сущность ветра, по одному разу на каждый год его жизни. Таким образец поворачивают вспять течение смерти.

Если правое ухо искривляется влево, сосредотачиваются на слоге ХУМ на его вершине. Таким образом поворачивают вспять течение смерти.

Если из глаз непрерывно текут слезы, сосредотачиваются на слоге ХУМ на глазах, повторяя звук один на каждый год жизни человека. Таким образом поворачивают вспять течение смерти.

Если на отражении, которое появляется в пространстве, отсутствуют руки, возможно откупиться от смерти посредством совершения ста ритуалов подношения своему Ламе.

Если отсутствует правая рука, из девяти различных видов семян изготавливают изображение (21) высотой в один локоть, с лицом льва, имеющего широко открытую пасть; и на нем укрепляют одно перо грифа на каждый год жизни человека. Ставят изображение на дорогу к дворцу царя, ведущую на север, в то время как изображение должно стоять лицом в другую сторону.

Если отсутствует левая рука, кладут зуб черной пестрой лошади, зуб свиньи и зуб черной собаки в вывернутую шкуру черного хорька. На ее поверхности помещают изображение (22), тесто для которого замешан с собственной мочой, и бросают все это в реку. Таким образом обращают вспять течение смерти.

Если отсутствует правая нога, тогда после захода солнца собирают одну ветвь акации или можжевельника на каждый год жизни человека и бросая их одну за другой, у говорят: «Пусть это прервется!» Таким образом обращают вспять течение смерти.

Если отсутствует левая нога, изготавливают изображение высотой в один локоть из белой земли. В его центр кладут один дубовый крест на каждый год жизни человека; затем обходят вокруг дома в направлении против часовой стрелки и на рассвете все выбрасывают. Таким образом поворачивают вспять течение смерти.

Если отсутствует правая сторона головы, наполняют ящик черными семенами и землей, собранной на могильных холмах и местах, которые превратились в развалины вследствие несчастья, и затем закрывают его. Эта земля должна быть размером с горох. Вкладывают немного своих волос и несколько ниток от одежды. Пишут названия двенадцати животных зодиака (23) на ивовой дощечке и к закрытому ящику прикрепляют по одному шипу на каждый год жизни. Все шипы должны быть различного вида, если возможно их найти. В противном случае следует использовать другие предметы такого же размера; и в полночь, надев черные одежды, доставляют все на кладбище. Таким образом можно обратить вспять течение смерти.

Если отсутствует левая сторона лица, изготавливая изображение внешнего вида человека из муки двадцати различных видов зерна; кладут в него много сочков человеческих, собачьих и лошадиных костей, заворачивают его в свои одежды. В сумерки на одиннадцатый день лунного месяца (24) необходимо, чтобы другой человек прошел восемь шагов на юг, выкопал там яму в земле и всё зарыл, выкрикивая имя больного человека. Таким образом можно обратить вспять течение смерти.

Если отсутствует вся голова, совершают много огнённых ритуалов на юго-востоке, направлении огня, сжигают один деревянный шип на каждый год жизни человек предварительно подышав на каждый шип, произнеся семенной слог огня один раз на каждый год жизни чело века. Таким образом откупаются от смерти.

Если отсутствует большая часть головы, мажут своё тело черным пеплом кремированных тел, связывав волосы на макушке головы и пишут на квадратном клочке бумаги шириной в четыре пальца название текущего года один раз на каждый год своей жизни. Кроме того, пишут символы сущности четырех элементов на четырех направлениях листка бумаги. Привязывают его точно под своим носом и в полдень на девятый день идут в четырех направлениях, отрывисто крича: «Приди и возьми его! Насладись им!» Затем зарывают клочок бумаги на кладбище. Таким образом откупаются от смерти.

Если отсутствует нижняя часть, идут на кладбище и собирают различные виды костей, лежащих всюду, и этого достаточно.

Если отсутствует правая верхняя часть тела, читают мантру Цугтор (тиб. gTsug-gTor) (25) один раз на каждый год своей жизни и изготавливают такое же количество «ца-ца».

Если отсутствует левая верхняя часть, произносят слова, будучи одетыми в красные одежды, и таким образом преодолевают опасность смерти.
Если образ скручен или треугольной формы, не существует метода выкупа.

Кроме того, можно понять метод излечения расстройств, вызываемых демонами, по цвету образа.

Если «веревка, связывающая небо с землей» перерезана, читают священные писания и совершают добродетельные действия. Таким образом поворачивают вспять течение смерти.

Если «седок - белая львица» не опустился, совершают ритуал благородного действия, которому отдают предпочтение в наибольшей степени, сто раз. Таким образом обращают вспять течение смерти.
Если «дерево, исполняющее желания» сломано на границе горы и равнины, используют различные методы излечения, которые требуются для каждой пораженной части тела согласно медицинскому знанию.
Если испарение «Чусин» становится красно-синим, изготавливают глиняные фигуры двенадцати животных зодиака и окрашивают их в цвета элементов. Каждой фигуре подносят воду, изображение-заместитель, совершают огненный ритуал, используя древесину дуба (26), и, когда красная веревка солнца отсекается, относят их на кладбище на запад. Таким образом обращают вспять течение смерти.

Если испарение черное, смешивают порошкообразную медь и железо с различными видами муки и затем, выбрасывая все это, достигают своей цели.

Если есть красные пятна, изготавливают множество изображений из собственных нечистот, вывешивают красный флаг на кончике иглы дикобраза и ставят это на главной дороге на восток вместе с изображениями лошади, собаки и человека.

Если от испражнений не появляется никакого испарения, встают лицом на запад, когда солнце находится на расстоянии длины копья в небе, и пишут семенные слоги пяти элементов на черепе лошади. Затем издают ржание так громко, как могут. Таким образом обращают вспять течение смерти.

Если слышится звук ветра, или не появляется никакого звука, подносят торма из всех разнообразных видов пищи по количеству прожитых лет, пишут названия двенадцати лет и уносят в окрестные пустынные места. Таким образом обращают вспять течение смерти.

Если поток речи прерывается, человеку нужно сосредоточиться на центре своего сердца и закатить глаза так сильно, как возможно, в то время как другой человек будет лить воду, освященную мантрой, на его голову. Таким образом обращают вспять течение смерти.

Если поднимается «дерево, исполняющее желания», течение смерти обращают вспять посредством ритуалов подношения и упражнения в методах.

Все эти знаки должны исследоваться неоднократно. Если не преодолевают опасность даже повторением ритуалов один раз на каждый год своей жизни, не существует возможности выкупа.

Делая это, обращают вспять течение смерти.

Я, Нячен (тиб. sNya-chen), подробно объяснил тайные наставления выкупа от смерти. Пусть они сохраняются в сердцах тех счастливцев, которые могут говорить о них.

Здесь заканчивается «Светильник, проясняющий знаки смерти».

Примечания:

1. Элемент верёвки, связывающий землю с небом, напоминает нам о мифе, имевшем хождение до введения буддизма, о магической верёвке (тиб. dMu-Thag), которую боги использовали, чтобы спускаться для встреч с людьми. Миф присутствует в генеалогии древних тибетских царей. См. E. Haarh, The Yarlung Dynasty, Kobenhavn, 1969, pp. 100, 120 seq., 134-270. Эта идеология, имеющая очень архаический характер, документально зафиксирована не только в Тибете и Центральной Азии, но также в других религиях мира. См. Mircea Eliade, Mephistopheles et l'Androgine, Paris, 1962, pp. 177 et seq., 207-210.

2. Мифологическая фигура, присутствующая также в буддийском пантеоне (санскр. makara); см. Nebesky-Wojkowitz, Rene de, Oracles and demons of Tibet, Graz, 1975, pp. 14, 312; pp. 177 et seq.

3. Класс существ, живущих в основном в воде, который отждествляется тибетскими буддистами с нагами (санскр. naga) индийской мифологии. См. Lalou, "Le culte des Naga et la therapeutique" in JA, Paris, 1938, pp. 1-19; Hoffmann, Herbert, Quellen zur Geschichte der Tibetischen Bon Religion, Wiesbaden, 1950, p. 157 et seq.; Tucci, Giuseppe, Tibetan Painted Scrolls, Rome, 1949, p. 722; Nebesky, Oracles, pp. 290 et seq.

4. Класс существ, среди которых есть много охранителей религии, изображаемых в чёрных цилиндрах, "тхешу" (тиб. The-bZhu); см. Hoffmann, Quellen, p.162; Nebesky, Oracles, pp. 21, 277-278.

5. Демоны, персонификация негативных сил, чьи пагубные влияния могут причинить вред человеческим существам. См. Nebesky, Oracles, pp. 269-273.

6. Класс женских существ, принимающих очень разные образы от прекрасных шестгнадцатилетних девушек до отвратительных ведьм. См. TPS, p. 721; Snellgrove, David, Nine Ways of Bon: Excerpts from gZi brjid, London, 1967, pp. 34, 78, 88, 108; Nebesky, Oracles, pp. 269-273.

7. Класс свирепых существ, помещаемых в космологической системе тибетской мифологии в промежуточную сферу (тиб. Bar-sNang). См. Tucci, Giuseppe, Tibetan Painted Scrolls, Rome, 1949, pp. 718-719, 722-728; Nebesky, Oracles, pp. 251-252.

8. Бонкьён (тиб. Bon-sKyong): силы, которые защищают учения, соответствующие "чокьён" (тиб. Chos-sKyong; санскр. Dharmapala) буддийских школ. См. Nebesky, Oracles, pp. 251-252.

9. Типичные тибетские божества, созданные соединением гьялпо (тиб. rGyal-po) и гонпо (тиб. 'Gong-po), которые живут в храмах и монастырях. См. Nebesky, Oracles, p. 300.

10. Класс женских существ группы мэнмо (тиб. sMan-mo), имя, означающее супруг лха (тиб. Lha, божества), которые живут в озёрах. См. Hoffmann, Quellen, p.160 et seq.; Nebesky, Oracles, pp. 198-202.

11. Яма (тиб. Yama), Владыка Смерти, господин всех существ, перерождающихся во всех адах, горячих и холодных. См. Nebesky, Oracles, p. 300.

12. Класс существ, являющихся охранителями земли; см. Tucci, Giuseppe, Tibetan Painted Scrolls, Rome, 1949, p. 722 et seq.; Snellgrove, Nine Ways, pp. 44, 78, 92, 196, 198; Nebesky, Oracles, pp. 290-298.

13. Синоним Щиндже (тиб. gShin-rJe), бога смерти. В тексте он называется Ява гьячиг (тиб. Ya-ba rGya-gCig), что Лопон Тендзин Намдак читает как Яма гьячиг (тиб. Ya-ma rGya-gCig): Владыка Смерти, появляющийся один, без какой-либо свиты.

14. Один из многочисленных аспектов тибетского гадания, см. R. W. Ekvall, "Some aspects of divination in Tibetan Society", in Ethnology, vol. 2 (1963), pp. 31-39; и того же автора Religions Observances in Tibet. Pattern and Function, Chicago, 1964, pp. 251-269; Nebesky, Oracles, pp. 19 and 409-466, где находится обширная библиография по теме; Snellgrove, Nine Ways, pp. 24-41.

15. "Дрансон дун" (тиб. Drang-Srong bDun): Это выражение является также названием созвездия Большой Медведицы. Семью мудрецами в системе бонпо являются: Дрансон Триде Од (тиб. Drang-Srong Khri-lDe 'Od), Лханлхан Цуг (тиб. Lhang-Lhang bTsug), Тхэдйид Рин (тиб. Thad-Yid Ring), Тхугкар Йеше (тиб. Thugs-dKar Ye-Shes), Гунрум Йеше (тиб. dGung-Rum Ye-Shes), Одсэл Бар (тиб. 'Od-gsal 'Bar), зутрул Йеше (тиб. rDzu-'Phrul Ye-Shes). См. Das, p. 649.

16. Миниатюрные конические глиняные фигуры, которые используются как подношенияч. Обычно можно обнаружить большое количество этих фигур вокруг ступ. См. Tucci, "Mc'od-rten e ts'a ts'a nel Tibet indiano e occidentale", Indo Tibetica, 1, 1, Roma, 1932, pp. 53 seq.

17. Дерево, плоды которого несъедобны, с твёрдыми чёрными семенами, из которых делают мыло. (Лопон Тендзин Намдак).

18. Тиб. bDud Nag-po Kyod 'Di Khyer-cig/ Gal che'o/ Gal che'o/ (прим. переводчика с английского).

19. Чабтор (тиб. Chab-gTor): подношения воды, обычно наливаемые в девять маленьких красиво украшенных тарелочек, размещённых в форме мандалы: одна в центре и остальные на восьми направлениях. Это подношение, которое ещё широко практикуется среди бонпо в настоящее время.

20. Чжинсег (тиб. sByin-Sreg, санскр. Homa), ритуальное огненное подношение, совершаемое посредством сжигания различных видов пищи и драгоценных вещей.

21. Нарлуд (тиб. Ngar-gLud): изображение из муки и воды, используемое как заместитель человека во время ритуалов выкупа от смерти.

22. Нарсэн (тиб. Ngar-Zan), синоним нарлуд. См. Nebesky, Oracles, p. 360.

23. В тибетской астроллогической системе года подсчитывают, используя циклы шестидесяти лет или метренги (тиб. sMe-Phreng), которые следуют один за другим одним и тем же образом. Каждый год цикла составляется сочетанием одного из пяти элементов с одним из 12 животных зодиака. Порядок пяти элементов таков: дерево (тиб. Shing), огонь (тиб. Me), земля (тиб. Sa), железо (тиб. lCags), и вода (тиб. Chu), следующие друг за другом в одной и той же последовательности. Двенадцать животных в порядке, в котором они следуют один за другим: обезъяна (тиб. sPre), птица (тиб. Bya), собака (тиб. Khyi), свинья (тиб. Phag), мышь (тиб. Byi), бык (тиб. gLang), тигр (тиб. sTag), заяц (тиб. Yos), дракон (тиб. 'Brug), змея (тиб. sBrul), лошадь (тиб. rTa), овца (тиб. Lug). Каждый из пяти элементов повторяется для двух последовательныхлет, сочетаясь с двумя различными животными, и по очереди называется мужским и женским. См. R. N. Bhattacharya, A. Chattopadhyaya, "The Tibetan Sexagenary Cycle" in A. Chattopadhyaya, "Atisha and Tibet", Calcutta, 1967, pp. 561-573. /Подробно о тибетской астрологии см. на русском языке: Намкай Норбу Ринпоче, "Ключ к использованию тибетского календаря", Ринчен-Линг, М., 1999., а также см. "Астрология Тибета", Шечен, М., 2000. (Примечание редактора)/

24. В тибетской календарной системе подсчёт дней производится на основе лунного цикла таким образом, что день новолуния соответствует первому дню нового месяца, а день полнолуния = пятнадцатому дню. См. D. Schuh, "Untersuchungen zur Geschichte der Tibetischen Kalenderrechnung", Wiesbaden, 1973, где подробно анализируется вся тибетская календарная система. /См. также на русском языке: "Астрология Тибета", Шечен, М., 2000. (Прим. редактора)/

25. Сравнительное исследование богини Цугтор (тиб. gTsug-gTor, санскр. Usnisavijaya) в буддийском пантеоне см. L. Chandra, "Comparative Iconography of the Goddess Usnisavijaya" in Acta Orient. Hung., 34, 1-3, 1980, pp. 125-137.

26. Согласно "Тибетско-русско-английскому словарю" Ю. Н. Рериха sTog-pa - это берёза, а не дуб (прим. переводчика с английского).


(Хотя данный текст принадлежит к другой (бонской) традиции, он проливает свет на многие неясные моменты символики знаков смерти, описанных в буддийской "Тантре Великого Тайного Союза Солнца и Луны". Тибетское название текста: Chi-Tags gSal-ba'i sGron-ma из собрания текстов bLa-Med rDzog-pa Chen-po Yang-rTse kLong-Chen gyi Khrid, vol. 1, pp. 643-666, Tibetan Bonpo Monastic Centre, Dolanji, H. P., India, 1973, 2 vols. Текст взят из книги: Джакомелла Орофино, “Практики смерти и умирания”. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 г. Перевод с английского: Игорь Калиберда. Редактор: Дмитрий Айнабеков. English version: Giacomella Orofino, “Sacred Tibetan Teachings on Death and Liberation”.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий