четверг, 26 октября 2017 г.

Палден Шераб Ринпоче, Цеванг Донгьял Ринпоче. Всё сводится к одному, природе будды.

Иногда мы слышим термин “абсолютная бодхичитта”, который является другим названием татхагатагарбхи. Не существует никакой действительной разницы между этими двумя. Абсолютная бодхичитта означает, что сострадание и пустота пребывают в неделимом единстве, за пределами различения. Постижение и поддержание этого осознавания известно как “абсолютная бодхичитта”.

А что такое “относительная бодхичитта”? Ещё раз, она является аспектом сострадания природы будды. Когда мы говорим “сострадание”, мы подчёркиваем относительное качество природы будды, не слишком сосредоточиваясь на качестве пустоты. Учения часто говорят о сострадании, как об “аспекте ясности природы ума” или о “достигающем аспекте природы ума”. Это – доброта, которая излучается вовне на других и на нас самих.

Татхагатагарбха известна под многими названиями. Например, помимо “абсолютной бодхичитты” её также называют “Матерью Всех Будд” или “Праджняпарамитой”. Это указывает на то, что природа татхагатагарбхи свободна от всех умопостроений и подразделений. Для того, чтобы привести к ясному осознаванию этого, её называют “праджняпарамитой”, буквально, “запредельной мудростью”. Праджняпарамита превосходит субъект, объект и все подразделения. Поэтому она непостижима. Татхагатагарбха свободна от существования и несуществования, так же как от постоянства и прекращения.  Для того, чтобы ясно выразить это качество свободы от крайностей, её также называют “Мадхьямака” (dbu ma) или “Срединный Путь”. Учения Ваджраяны иногда ссылаются на неё как на “Махамудру” (phyag rgya chen po), что буквально переводится как “Великая Печать” или “Великий Жест”. Эта метафора показывает, что всё полностью запечатано природой великой пустоты. Великая пустота пронизывает и охватывает все субъекты и объекты, поэтому не существует ничего за пределами или вне этого состояния. Для людей очень важно упражняться в пустоте и сострадании в единстве, поскольку, опять-таки, тахагатагарбха является неделимым состоянием великой пустоты и великого сострадания.

Учения Дзогчен и Высшие Тантры используют слегка различную терминологию для объяснения природы будды. Они называют её “неделимым единством изначально чистого и самопроизвольно присущего качеств”. Тибетские названия для этих качеств, изначально чистого и самопроизвольно присущего богатства, – Кадак Трекчо и Лхундруп Тогал, соответственно. Но где встречаются Кадак Трекчо и Лхундруп Тогал? Он встречаются в единственном состоянии чьего-либо собственного осознавания, которое известно как “ригпа”. Следовательно, “ригпа” является ещё одним наименованием татхагатагарбхи. Наконец, Дзогчен говорит о “естественном ясном свете осознавания” или о “саморождённом ясном свете осознавания”. Всё это – различные имена татхагатагарбхи.


Палден Шераб Ринпоче, Цеванг Донгьял Ринпоче. “Открытие врат мудрости воззрений Рангтонг и Шентонг”.

Palden Sherab Rinpoche, Tsewang Dongyal Rinpoche. “Opening the Wisdom Door of the Rangtong and Shentong Views”, 2007, p. 53-54.

Перевод с английского: Игорь Калиберда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий