пятница, 12 октября 2012 г.

Всеобъемлющие Врата Истины в Непостижимое. Сутра из собрания “Махаратнакута”

   Так я слышал. Однажды Пробуждённый пребывал на горе Гридхракута вблизи Раджагрихи в сопровождении восьмисот великих монахов и сорока двух тысяч бодхисаттв. В это время бодхисаттва Неосквернённое Хранилище спустился с неба. Его почтительно окружали девяносто две тысячи других бодхисаттв.

   Тогда Всевышний сказал собранию: «В мире, именуемом Все Чистые Деяния, так приходящий Вселенский Цветок побудил этих бодхисаттв придти в этот мир Претерпевание для того, чтобы услышать и получить от меня Всеобъемлющие Врата Истины в Непостижимое. Другие бодхисаттвы также придут в это собрание».

   Как только Всевышний закончил говорить, из этого и других миров прибыли другие бодхисаттвы и собрались на горе Гридхракута. Припав головами к ногам Пробуждённого, они отошли и встали в стороне.

   Затем бодхисаттва Неосквернённое Хранилище приблизился к Так Приходящему, неся в руке тысячелепестковый лотос, изготовленный из семи драгоценностей. Он простёрся головой к ногам Пробуждённого и сказал: «Всевышний, так приходящий Вселенский Цветок в мире, именуемом Все Чистые Деяния, подносит тебе этот драгоценный цветок и передаёт через меня свои бесконечные благие пожелания. Он спрашивает, наслаждаешься ли ты здоровьем, свободой от скверн и покоем и миром в жизни». Сказав так, бодхисаттва поднялся в воздух и сел там в позе медитации.

   Великий бодхисаттва Манджушри поднялся со своего места в собрании, обнажил правое плечо, преклонил правое колено, почтительно сложил ладони и сказал Пробуждённому: «Я помню, что в незапамятные времена я слышал как пробуждённый Вселенский Светоч проповедовал Всеобъемлющие Врата Истины в Непостижимое. Прямо тогда я обрёл  восемьсот сорок миллиардов мириадов созерцаний. Всевышний, прояви милость к бодхисаттвам, объясни им это учение».

   Тогда Пробуждённый сказал Манджушри: «Что же, слушай внимательно и тщательно обдумай мои слова. Я объясню тебе».

   Манджушри сказал: «Да, Всевышний, мы будем слушать с радостью».

   Пробуждённый сказал: «Если бодхисаттва желает изучить это учение, он должен взращивать такие созерцания: Созерцание Образа Формы, Созерцание Образа Звука, Созерцание Образа Запаха, Созерцание Образа Вкуса, Созерцание Образа Касания, Созерцание Объекта Ума, Созерцание Образа Женщины, Созерцание Образа Мужчины, …Созерцание Образа Бога, … Созерцание Образа Животного, … Созерцание Образа Желания, Созерцание Образа Ненависти, Созерцание Образа Неведения, Созерцание Неблагих Явлений, Созерцание Благих Явлений, Созерцание Обусловленных Явлений и Созерцание Необусловленных Явлений. Манджушри, если бодисатва осуществляет все эти созерцания, он уже изучил это учение.

   Во-первых, Манджушри, что такое Созерцание Образа Формы?»

   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Считайте форму подобной пене –
   Лишённой субстанции
   И поэтому неуловимой.
   Это называется Созерцание Образа Формы».

   Пробуждённый продолжил: «Манджушри, что такое Созерцание Образа Звука?»

   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Смотрите на звук как на эхо в долине,
   Непостижимое по природе.
   Все явления подобны эху,
   Они лишены сущности и различий, –
   Осознавание того, что все они пребывают в покое,
   Называется Созерцанием Образа Звука.

   Кроме того, Манджушри, что такое Созерцание Образа Запаха?»

   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Так же, как океан
   Ненасытно поглощает все реки,
   Так и мы можем постоянно обонять различные запахи
   Даже в течение сотен тысяч эпох.

   Если бы запахи были реальными,
   Вскоре мы заполнились бы ими.
   Однако, поскольку запахи – только условные наименования,
   В них нет ничего, за что можно ухватиться.

   Подобно тому, как нельзя схватить запахи,
   Нос также не имеет истинного бытия.
   Осознавание того, что все они пусты
   И по природе пребывают в покое,
   Называется Созерцанием Образа Запаха.

   Кроме того, Манджушри, что такое Созерцание Образа Вкуса?»

   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Всё, что ощущается языком,
   Солёное, кислое или обладающее другим вкусом,
   Возникает благодаря зависимому возникновению,
   И по природе не обладает истинным бытием.

   Осознавание того, что вкусы возникают
   Из сочетания причин и условий
   Означает знание непостижимого.
   Это называется Созерцание Образа Вкуса».

   Пробуждённый продолжил: «Манджушри, что такое Созерцание Образа Касания?»
   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Касание не является чем-то отличным от имени.
   Оно непостижимо по природе.
   Мягкость, гладкость и все другие осязательные ощущения
   Возникают благодаря зависимому возникновению.

   Понимание того, что касание возникает
   Из сочетания причин и условий
   И в конечном счёте не может быть обнаружено,
   Называется Созерцанием Образа Касания.

   Кроме того, Манджушри, что такое Созерцание Объектов Ума?»

   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Даже если бы все бесчисленные живые существа
   Миллиардномирной вселенной собрались
   И вместе искали бы объекты ума,
   Они не смогли бы найти их.

   Объекты ума – не внутри и не снаружи,
   Их нельзя собрать вместе.
   Это – просто разнообразные слова,
   Измышления условных имён.

   Они иллюзорны подобно волшебству;
   Всегда ускользая, они не пребывают нигде.
   Осознавание того, что все они пусты по природе,
   Называется Созерцанием Объектов Ума.

   Кроме того, Манджушри, что такое Созерцание Образа Женщины?»

   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Женщина не обладает реальным существованием;
   Это – только собрание четырёх элементов.
   Однако, обычные люди с заблуждающимися умами
   Считают, что она реальна.

   Женщина иллюзорна подобно волшебству;
   Этого глупцы не могут понять.
   Обманутые её видом,
   Они порождаают в своих сердцах привязанность.

   Подобно сотворённому волшебством человеку,
   Женщина не обладает реальностью;
   Однако, впадая в заблуждение,
   Невежественные люди домогаются её.

   Совершенное осознавание того,
   Что женщина не обладает собственной природой
   И является только покоящейся видимостью,
   Называется Созерцанием Образа Женщины».

   Пробуждённый продолжил: «Манджушри, что такое Созерцание Образа Мужчины?»

   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Мужчины считают себя мужчинами,
   А других людей женщинами.
   Из-за этого различения
   В них рождается вожделение.

   Однако, с самого начала
   Вожделеющий ум никогда не существовал.
   Нельзя обнаружить никаких признаков такого ума.

   Вследствие иллюзорного различения
   Материальную форму считают мужчиной.
   Я говорю, что в действительности это – не мужчина,
   А явление, подобное миражу.

   Осознавание того, что мужчина по природе пребывает в покое,
   Называется Созерцанием Образа Мужчины. ...»

   Пробуждённый продолжил: «Манджушри, что такое Созерцание Образа Бога?»

   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Обладающие чистой верой
   И изобилием следов благих действий
   Переродятся в прекрасных телах
   И насладятся великолепными воздаяниями в небесах.

   Драгоценные украшения и дворцы
   Появляются без трудов и усилий.
   Распускаются изысканные цветы коралла,
   Хотя никто их не сажает.

   Все эти непостижимые события происходят
   Благодаря силе следов действий,
   Подобно тому, как множество форм отражается
   В куске прозрачного лазурита.

   Чудесные тела богов,
   Дворцы и другие вещи,
   Все возникают из заблуждения.
   Осознавание этого
   Называется Созерцанием Образа Бога. ...»

   Пробуждённый продолжил: «Манджушри, что такое Созерцание Образа Животного?»

   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Хотя облака отличаются по цвету и форме,
   Они не обладают субстанцией.
   Однако, они обманывают и запутывают
   Невежду.

   Так же, как облака в небе
   Имеют различные цвета и формы,
   Так и живые существа проявляются
   В различных телах животных.

   Если кто-то знает, что плоды действий иллюзорны,
   Он освободится от заблуждения.
   Осознавание того, что животные естественно пребывают в покое, –
   Это Созерцание Образа Животного.

   Кроме того, Манджушри, что такое Созерцание Образа Желания?»

   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Желание – это только вымысел различения,
   Который нельзя обнаружить.
   Оно не возникает, не проявляется,
   И не имеет местопребывания.

   По природе желание подобно пустому пространству,
   Оно не связано ни с чем конкретным.
   Однако, из-за ложного различения
   Скверна желания мучит невежду.

   Природа всех явлений не осквернена;
   Она чиста, подобно пустому пространству.
   Даже если мы будем искать её
   Во всех десяти направлениях,
   Мы не обнаружим никакого следа.

   Тот, кто не знает этой пустоты,
   Страшится встретиться с желанием.
   Он боится, хотя нечего бояться, –
   Как же он сможет всегда сохранять покой и радость?

   Глупец может бояться пустого пространства
   И убегать от него в ужасе.
   Как можно убежать от пространства,
   Когда пространство простирается повсюду?

   Невежды, впадая в заблуждения,
   Погрязают в ошибочном различении.
   Желание по природе нереально,
   Однако, они пытаются отречься от него.
   Их усилия столь же тщетны,
   Как попытка избежать пустого пространства (1).

   Все явления по своей природе
   Недостижимы, подобно успокоению.
   Пробуждённые прошлого, настоящего и будущего,
   Все осознают естественную пустоту желания.
   Укрепившись в этом постижении,
   Они никогда не удаляются от желания.

   Хотя те, кто боится желания,
   Изнуряют свои мозги в попытках избавиться от него,
   Оно всегда остаётся естественно чистым.
   Когда я обрёл пробуждение,
   Я постиг, что все явления равны.

   Некоторые утверждают, что желание реально
   И от него следует отказаться.
   Стремление отречься от желания
   Возникает из ложного различения.

   В действительности не существует отказа;
   Это – просто деятельность различающего ума.
   Желание непостижимо по природе,
   Поэтому его нельзя уничтожить или разрушить.

   В неделимой реальности
   Нет ни освобождения, ни различения.
   Если бы мы могли освободиться от желания,
   Мы также могли бы освободиться от пустого пространства.
   Пустое пространство и желание
   Не имеют границ и не отличаются друг от друга.
   Если кто-то видит различие,
   Я советую ему оставить различение.

   В действительности желание никогда не возникает;
   Мы воспринимаем его по причине заблуждения.
   Желание пусто по природе;
   Это – только условное наименование.
   Не следует порождать привязанность
   Из-за этого названия.
   Постижение того, что желание незагрязнено,
   Является постижением окончательной пустоты.

   Освобождения нельзя достичь
   Уничтожением желания.
   Желание и Истина пробуждённых равны;
   Это постижение является успокоением.

   Мудрому следует знать:
   Достижение царства совершенного покоя
   Благодаря осознаванию того,
   Что желание пребывает в покое,
   Называется Созерцанием Образа Желания.

   Кроме того, Манджушри, что такое Созерцание Образа Ненависти?»

   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Ненависть (2) возникает из заблуждения.
   Человек цепляется за «я»,
   Хотя нет никакого «я»; поэтому,
   Когда он слышит злые слова (3),
   Появляется сильная ненависть,
   Которая подобна ужасному яду.
   Злые слова, как и ненависть,
   В конечном счёте необнаружимы.

   Для того, чтобы зажечь огонь
   Трением дерева об дерево,
   Следует соблюсти много условий.
   Никакой костёр нельзя разжечь,
   Если требуемые условия не встретились.

   Подобно этому, речь, неприятную уху,
   В конечном счёте нельзя обнаружить.
   Если знают, что речь пуста по природе,
   Ненависть больше не возникнет.

   Ненависть не пребывает в речи
   И не находится в теле.
   Это – плод многих причин и условий,
   Без которых она никогда не может возникнуть.

   Так же, как масло и сыр произведены
   Сочетанием молока и других составляющих,
   Так и ненависть сама по себе нерождена,
   Хотя кажется, что она возникает из-за грубой речи.
   Глупцы не могут понять этого,
   Поэтому они воспламеняются жаром гнева.

   Следует знать вот что:
   В конечном счёте ничего нельзя обнаружить.
   По природе ненависть пребывает в покое;
   Это – только условное наименование.

   Ненависть – это сама реальность,
   Поскольку она возникает из таковости.
   Осознавание того, что ненависть – это измерение истины,
   Называется Созерцание Образа Ненависти».

   Пробуждённый продолжил: «Манджушри, что такое Созерцание Образа Неведения?»

   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Неведение пусто по природе;
   Само по себе оно никогда не возникало.
   Нет ни одного явления,
   Которое можно назвать неведением.

   Обычные люди ошибочно представляют неведение,
   Тогда как не существует никакого неведения;
   Они привязываются,
   Тогда как не к чему привязываться.
   Это подобно стараниям
   Завязать пустое пространство в узел.

   Ну и странные же эти глупцы!
   Они делают то, чего делать не следует.
   Не существует никаких явлений,
   Однако, они различают
   И так порождают множество скверн.

   Если кто-то попытается схватить части пространства
   И сложить их где-то вместе,
   Ему никогда не удастся выполнить эту работу,
   Даже за миллионы эпох.
   С самого начала, за неисчислимые эпохи,
   Глупцы накопили «узлы неведения»,
   Однако в действительности их неведение
   Нисколько не увеличилось.
   Так же, как тот, кто пытается сдвинуть пустое пространство,
   Никогда не сможет изменить его величину,
   Так никто не может увеличить неведение,
   Даже если он накапливает его в течение многих эпох.

   Так же, как кузнечные мехи могут вобрать в себя
   Бесконечное количество воздуха,
   Так и невежда ненасытно привязывается
   К чувственным удовольствиям.
   Однако, неведение не пребывает нигде,
   Оно не имеет корня или обиталища.
   Если у него нет корня,
   Как оно может иметь конец?
   Поскольку у него нет конца,
   Его границы нельзя обнаружить.
   По этой самой причине я никогда не могу завершить
   Освобождение живых существ.
   Даже если за один день
   Я освобожу всех существ
   В миллиардномирной вселенной,
   Даровав им успокоение,
   И в течение бесчисленных эпох
   Я буду делать то же самое каждый день,
   Царство живых существ не может исчерпаться.

   Царство неведения и царство живых существ
   Оба не имеют признаков;
   Они иллюзорны подобно волшебству,
   Поэтому они не могут исчерпаться.

   Неведение и пробуждение не отличаются друг от друга,
   Они равны по природе.
   Если кто-то различает пробуждённого,
   То он пребывает в заблуждении.

   Неведение и всеведущая мудрость
   Пусты от собственной сущности;
   Живые существа и неведение
   Абсолютно равны.

   Непостижимое – это живые существа;
   Непостижимое – это также и неведение!
   Если все они непостижимы,
   Каким образом можно найти различие между ними?

   Этот мыслящий ум (4)
   Нельзя измерить или постичь.
   Неизмеримое – это также неведение,
   Ибо оно не имеет границ.

   Поскольку у него нет границ,
   Как оно может возникнуть?
   Оно не возникает по своей природе
   И нельзя обнаружить никакого его признака.
   Осознав, что неведение не имеет признаков,
   Таким же образом мы видим и пробуждённого.
   Поэтому следует знать,
   Что все явления недвойственны.

   Изначально неведение недвижимо и пребывает в покое;
   Это – только условное наименование.
   Когда я достиг пробуждения,
   Я понял, что оно равно пробуждению.
   Если кто-то может так созерцать,
   Это называется Созерцанием Образа Неведения.

   Кроме того, Манджушри, что такое Созерцание Неблагих Явлений?»
   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Все проявления
   Желания, ненависти, неведения
   И других скверн
   Иллюзорны и нереальны.
   Постижение этого называется
   Созерцанием Неблагих Явлений.

   Кроме того, Манджушри, что такое Созерцание Благих Явлений?»

   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Всем вам следует знать,
   Что стремящиеся к добру,
   Хотя и различны в склонностях,
   Равны в действиях,
   Ибо все они непривязаны
   И знают, что все явления
   По природе пребывают в покое.
   Такое постижение называется
   Созерцанием Благих Явлений».

   Пробуждённый продолжил: «Манджушри, что такое Созерцание Обусловленных Явлений?»

   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Всем вам следует знать,
   Что никакое обусловленное явление
   Не создаётся никем
   И его нельзя измерить.

   Я вижу, что явления
   По природе нельзя накопить
   И всё пребывает в покое.
   Такое постижение называется
   Созерцанием Обусловленных Явлений.

   Наконец, Манджушри, что такое Созерцание Необусловленных Явлений?"

   Объясняя, Всевышний произнёс стихи:

   «Необусловленные явления по природе пребывают в покое;
   Их нельзя схватить и от них нельзя отказаться (5).
   Это – просто искусственные наименования,
   Которые произносятся ради цепляющихся живых существ.
   Обладание таким постижением называется
   Созерцанием Необусловленных Явлений». ...

   Тогда  Манджушри сказал Пробуждённому: «Всевышний, научи бодхисаттв названиям других созерцаний, предназначенных для того, чтобы:

1) их органы чувств могли стать острыми и крепкими;

2) они могли обрести мудрость, которая позволит им постичь все явления и стать непобедимыми в спорах с приверженцами ложных воззрений;

3) они могли постичь и обрести четыре вида беспрепятственного красноречия;

4) они могли овладеть многими языками благодаря знанию одного особого языка, и одним особым языком благодаря знанию многих языков;

5) они могли учить сущности Истины живых существ, делая это искусно и с безграничным красноречием;

6) они могли обрести постижение глубокой Истины; и

7) они могли мгновенно понять все действия, так же, как бесконечные формы и виды каждого из них.»

   Пробуждённый сказал: «Манджушри, существует созерцание, именуемое Безграничная Свобода от Скверн. Бодхисаттва, который обрёл его, может проявлять все разновидности чистых форм.

   Существует созерцание, именуемое Внушающая Благоговение Внешность. Бодхисаттва, который обрёл его, будет обладать ослепительным светом, затмевающим солнце и луну.

   Существует созерцание, именуемое Пылающий Свет. Бодхисаттва, который обрёл его, может затмить величественные света всех индр и брахм.

   Существует созерцание, именуемое Отречение. Бодхисаттва, который обрёл его, может сделать так, что живые существа избавятся от желания, ненависти и неведения.

   Существует созерцание, именуемое Беспрепятственный Свет. Бодхисаттва, который обрёл его, может осветить все земли пробуждённых.

   Существует созерцание, именуемое Незабывающее. Бодхисаттва, который обрёл его, может хранить в уме учения всех пробуждённых и излагать их другим.

   Существует созерцание, именуемое Громовой Глас. Бодхисаттва, который обрёл его, может хорошо говорить на всех языках и наречиях, включая языки Небес Брахмы.

   Существует созерцание, именуемое Радость. Бодхисаттва, который обрёл его, может наполнять живых существ радостью.

   Существует созерцание, именуемое Неутолимое Наслаждение. Когда люди будут видеть или слышать бодхисаттву, который обрёл его, они не почувствуют усталости.

   Существует созерцание, именуемое Непостижимые Заслуги Сосредоточения на Единственном Объекте. Бодхисаттва, который обрёл его, может совершать все чудесные подвиги.

   Существует созерцание, именуемое Понимание Языков Всех Живых Существ. Бодхисаттва, который обрёл его, может превосходно говорить на всех языках, может вместить все слова в одно слово, и может понимать, что все слова являются одним словом.

   Существует созерцание, именуемое Высшее Заклинание. Бодхисаттва, который обрёл его, может в полной мере понимать все заклинания.

   Существует созерцание, именуемое Украшения Всего Красноречия. Бодхисаттва, который обрёл его, будет знатоком всех письменных и разговорных языков.

   Существует созерцание, именуемое Накопление Всех Благих Явлений. Бодхисаттва, который обрёл его, может сделать так, что живые существа будут слушать учения Пробуждённого, Истины и Общины; учения слушателей, для-себя-пробуждённых и бодисатв; и учения совершенств. Когда он пребывает в этом созерцании, он может сделать так, что живые существа постоянно будут слушать эти учения».

   Затем Манджушри сказал Пробуждённому: «Всевышний, пожалуйста, благослови меня и даруй мне беспрепятственное красноречие для того, чтобы провозгласить величественные заслуги этих врат Истины».

   Пробуждённый сказал: «Превосходно! Я исполню твоё желание».

   Манджушри сказал Пробуждённому: «Следует знать, что если бодхисаттва без сомнения принимает, практикует, читает и произносит эти врата Истины, в своей настоящей жизни он непременно обретёт четыре вида красноречия, а именно, беспрепятственное красноречие, великое красноречие, глубокое красноречие и неистощимое красноречие. Он всегда будет помнить о защите живых существ и, пробуждая их, препятствовать исполнению намерений тех, кто стремится разрушить практику последователей Истины».

   Тогда Всевышний восхвалил бодхисаттву Манджушри, сказав: «Превосходно, превосходно! Ты очень хорошо понимаешь это учение. Так же, как те, кто делает подношения, наверняка приобретут огромное богатство, так же, как соблюдающие заповеди переродятся в небесах, так и те, кто принимает и практикует эту проповедь, непременно обретут красноречие в этой жизни. Так же, как солнечный свет несомненно может разогнать всю тьму, и так же, как бодхисаттва наверняка достигнет высшего пробуждения, когда он сядет на месте пробуждения, так и те, кто принимает, практикует, читает и произносит эту проповедь, непременно обретут красноречие в этой жизни. Манджушри, тот, кто стремится обрести красноречие в этой жизни, должен верить в эту проповедь, радоваться ей, принимать, практиковать, читать, произносить и объяснять её другим, не испытывая никаких сомнений».

   Тогда бодхисаттва Неосквернённое Хранилище сказал Пробуждённому: «Всевышний, если какой-либо бодхисаттва, свободный от сомнений, после окончательного успокоения Пробуждённого примет, будет практиковать, читать и произносить эти врата Истины и объяснять их другим, я буду держать его в своих объятиях и способствовать проявлению его красноречия».

   В это время небесный демон Папиян был поражён беспокойством и горем. Со слезами на глазах он пришёл к Пробуждённому и сказал: «Когда Так Приходящий обрёл высшее пробуждение в прошлом, я корчился в тревоге и страдании. Теперь твоя проповедь этих врат Истины удваивает мою боль, и я чувствую себя так, как будто в меня попала отравленная стрела. Живые существа, которые слышат эту проповедь, без сомнения не оставят своё стремление к высшему пробуждению и в конце концов достигнут  конечного успокоения. Это превратит моё царство в ничто. Так Приходящий, Досточтимый, Всецело Просветлённый, может даровать покой и счастье всем живым существам, попавшим в беду. Так Приходящий, прояви свою доброту и сострадание, не благословляй эту проповедь, и таким образом даруй мне покой и безопасность, устрани всю мою тревогу и боль».

   Всевышний сказал Папияну: «Не тревожься. Я не буду благословлять эту проповедь и живые существа не достигнут окончательного успокоения».

   Услышав это, небесный демон Папиян пустился в пляс от радости; все его тревоги и печаль исчезли. Внезапно он исчез из окружения Пробуждённого.

   Тогда бодхисаттва Манджушри подошёл к Пробуждённому и спросил: «Каково было скрытое намерение Так Приходящего, когда он сейчас сказал Папияну: «Я не буду благословлять эту Истину?»

   Пробуждённый ответил: «Манджушри, я благословляю эту Истину, не благословляя её; так я сказал ему. Поскольку все явления в действительности равны, возвращаются в таковость, тождественны с измерением истины, невыразимы речью и превосходят двойственность, не существует никакого благословения. Поскольку я говорю истину, а не ложь, эта проповедь широко распостранится в мире».

   Ответив Манджушри, Всевышний сказал Ананде: «Эта проповедь именуется Всеобъемлющие Врата Истины в Непостижимое. Принятие и практика этой проповеди не отличается от принятия и практики восьмидесяти четырёх тысяч врат Истины (6). Почему? Потому что только после того, как я стал сведущим в ней, я смог изложить восемьдесят четыре тысячи врат Истины всем живым существам. Поэтому, Ананда, тебе следует заботливо защищать эту проповедь и следовать ей, читать её, произносить и распостранять для того, чтобы она не была забыта или утеряна».

   Когда Пробуждённый произнёс эту проповедь, бодхисаттва Манджушри, бодхисаттва Неосквернённое Хранилище, досточтимый Ананда, люди, боги, полубоги, небесные музыканты и другие возликовали, услышав учение Пробуждённого. Они приняли его с верой и стали благоговейно осуществлять.


Сутра 10, Тайсё 310, с. 158-163; перевёл на китайский Бодхиручи.


Примечания:

1. Это означает, что истинного отречения от желания можно достичь только благодаря постижению пустоты, т. е. постижению пустоты объектов желания и пустоты самого желания. Другие формы отреченя, такие  как воздержание, могут быть полезны, но они являются временными и, более того, пристрастными, как указывает текст здесь и ниже. На продвинутых стадиях практики некоторых йог йогину могут даже дать совет намеренно порождать желание и созерцать его пустоту, осознавая совершенную тождественность пустоты с желанием и со всем другим.

2. Соответствующий китайский термин буквально означает «гнев», но также может указывать на ненависть, обиду и т. д. Здесь мы используем слово «ненависть», чтобы не вступать в противоречие с нашим предшествующим переводом трёх ядов.

3. Буквально, «звуки».

4. «Мыслящий ум» относится к деятельности обычного ума, тогда как «ум» пробуждённого или «мудрость» не мыслит, но прямо воспринимает.

5. Буквально, «Не существует ничего, к чему можно привязаться, и ничего, к чему следует не привязываться».

6. Образное выражение, обозначающее все разнообразные буддийские учения.


Перевод с английского: Игорь Калиберда.

Из книги "A Treasury of Mahayana Sutras. Selections from the Maharatnakuta Sutra", Translated from the Chinese by The Buddhist Association of the United States, Garma C. C. Chang, General Editor, The Pennsylvania State University Press, University Park and London, 1983 ("Сокровищница сутр Махаяны. Избранные сутры из собрания "Махаратнакута", под редакцией Гарма Чанг, 1983).



Похожие публикации:

Истинный Львиный Рык Царицы Шрималы. Сутра из собрания “Махаратнакута”.

Речь бодхисаттвы Сураты. Сутра из собрания “Махаратнакута"

Высшие Заповеди. Сутра из собрания “Махаратнакута”.

Совершенство искусных средств. Сутра из собрания "Махаратнакута".

Речь о беспрепятственном красноречии. Сутра из собрания "Махаратнакута".

Неисчерпаемые Сокровищницы Мудрости. Сутра из собрания "Махаратнакута".

Разъяснение сознания. Сутра из собрания "Махаратнакута".

Вопросы Сумати. Сутра из собрания “Махаратнакута”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий