Учения Нинма подразделяются на длинную передачу (тиб. рин гью) кама и короткую передачу (тиб. не гью) тэрма; другие учения были получены мастерами непосредственно от божеств или гуру в чистых видениях (тиб. даг нан), в переживаниях или в сновидениях.
Кама, или канонические учения, передавались по непрерывной линии преемственности от изначального будды Самантабхадры вплоть до настоящего времени. В ранний период они утверждались в Тибете учениками Падмасамбхавы Няк Джнянакумара и Нубчен Сангье Йеше, а позднее (с одинадцатого века и далее) мастерами рода Сур. В Тибете распостранились две линии кама, линия Рон в центральном Тибете и линия Кхам в восточном Тибете. Две этих линии объединил Тэрдак Линпа (1646-1714) во второй половине семнадцатого века. Учения кама, собранные Тэрдак Линпой и его братом Лочен Дхармашри (1654-1717/8), позднее распостранились в монастырях Дзогчен и Палъюл и, наконец, были изданы в сорока томах Е. С. Дуджом Ринпоче.
В традиции кама три Внутренние Тантры обозначаются тремя терминами: До Гью Сэм (букв. сутра, майя и ум). Они относятся к «До Гонпа Дюпа» Ануйоги, «Гью Санва Нинпо» Махайоги и Сэмдэ, разделу ума Атийоги.
Тэрма являются учениями, скрытыми главным образом Падмасамбхавой и Йеше Цогьял, для того, чтобы они были обнаружены во времена более подходящие для их обнародования открывателями сокровищ (тиб. тэртон), продолжающимся рядом проявлений Падмасамбхавы и его двадцати пяти учеников. Многие из этих тэрма были собраны Джамгон Контрулом и Джамьян Кхьенце Ванпо в «Драгоценную Сокровищницу Тэрма», «Ринчен Тэрдзо», которую составляют более шестидесяти томов. Тэрма можно разделить на тэрма земли (тиб. са тэр), которые содержат материальные объекты, и тэрма ума (тиб. гон тэр), которые тэртон открывает в своём потоке ума.
Кроме трёх передач, упомянутых выше (прямой передачи ума, символической и устной), также существуют три особых передачи тэрма: разрешение, полученное благодаря пророчеству, наделение силой благодаря устремлению и вверение дакиням. Литературу тэрчо можно разделить на три части: Лама, Дзогчен и Тукдже Ченпо (тиб. ла дзог тук сум), то есть, мирные и гневные садханы гуру, учения Дзогчена и цикл садхан Авалокитешвары. Существует другое разделение на Кагье, Гондю и Пхурба.
Примерами гонтэр являются: «Семь сокровищниц» Лонченпы, «Намчо» Мингьюр Дордже, «Лончен Нинтик» Джигмэ Линпы и тэрма Е. С. Дуджом Ринпоче. Примеры чистых видений – это «Ютхок Нинтик» Ютхок Йонтэн Гонпо, «Ригдзин Сокдруп» Лхацюн Намкха Джигмэ и «Гьячен Нер На» Великого Пятого Далай-ламы.
Начиная с первого тэртона, Сангье Ламы (1000-1080) и Драпа Нонше (1012-90), открывателя Четырёх Медицинских Тантр, появились сотни мастеров, которые открывали тэрма, и вплоть до настоящего времени такие мастера, как Е. С. Дуджом Ринпоче и Е. С. Дилго Кхьенце Ринпоче продолжают их открывать. Говорят, что существует сто великих тэртонов и тысяча второстепенных, пять из которых особенно известны как «Пять Царей»: Нян Рал Нима Осэр (1124-1192), Гуру Чован (1212-70), Дордже Линпа (1346-1405), Пэма Линпа (г. р. 1450), и Джамьян Кхьенце Ванпо (1820-1892).
Другими знаменитыми мастерами-открывателими тэрма были: госпожа Джомо Мэнмо (1248-83), духовная супруга Гуру Чован; Оргьен Линпа (1323-ок. 1360), открыватель биографии Гуру Ринпоче, «Шэлдракма», и «Катхан Дэ На»; Ригдзин Годэм (1337-1403), открыватель Северного Тэрма; Сангье Линпа (1340-1396), который обнаружил цикл «Лама Гондю»; Карма Линпа (14-й век), открыватель цикла «Шитро Гонпа Рандрол», из которого происходят учения о шести бардо и «Бардо Тходрол»; Ратна Линпа (1403-78), который составил «Нинма Гьюбум»; Тантон Гьялпо (1385-1510), необычайный мистик и инженер, который прожил сто двадцать пять лет; Джацон Нинпо (1585-1656), который обнаружил цикл «Кончок Чидю»; Лхацюн Намкха Джигмэ (1597-ок. 1650), открыватель учений «Ригдзин Сокдруп»; Великий Пятый Далай-лама, Наван Лобсан Гьяцо (1617-82), который в чистом видении получил двадцать пять учений, известных как «Санва Гьячен»; а также его ученик и учитель Тэрдак Линпа.
Лончен Рабджам (1308-1363) выделяется в традиции Нинма как величайший мастер Дзогчена и один из наиболее блестящих и оригинальных писателей в тибетской буддийской литературе. Он написал свыше двухсот произведений, из которых только около двадцати пяти дошли до нашего времени. Среди них наиболее широко известны «Семь Сокровищниц» (тиб. Дзо Дун) и «Три Трилогии». Именно он объединил во взаимосвязанную систему учения «Вима Нинтик» и «Кхандро Нинтик». Чтобы объяснить эту систему, он написал три «Янтик» или «Внутренних Сущности». (1)
Как объясняет Нёшул Кхэн Ринпоче: ««Семь Сокровищниц» (тиб. Дзо Дун) Кункхьен Лонченпы были написаны для того, чтобы пролить свет на необычайно глубокий смысл семнадцати главных тантр Дзогпаченпо, так же как на учения всех девяти ян. С целью объяснения подлинной практики Дзогчена в соответствии с этими тантрами, Лонченпа собрал как свои собственные тэрма, так и тэрма Чецюн Сэнгэ Ванчука (позднее переродившегося как Джамьян Кхьенце Ванпо) и Пэма Лэдрэл Цала (предшествующего воплощения самого Лонченпы), в форме тринадцатитомного собрания, известного как «Нинтик Ябши». Это «Ябши» является практическим аспектом произведений Лонченпы и основой Старого Нинтик. В нём он объединил «Вима Нинтик» Вималамитры и «Кхандро Нинтик» Гуру Ринпоче и объяснил все практические подробности в свете своего собственного постижения».
Благодаря его благословению, полученному в чистых видениях, Джигмэ Линпа (1730-98), представил сущность учений Лонченпы в собственном тэрма ума, «Лончен Нинтик», которое очень широко распостранилось по всему Тибету (2). Главным держателем линии преемственности «Лончен Нинтик» был 1-й Додрупчен Ринпоче, Джигмэ Тринлэ Осэр (1745-1821). Другие великими учёными школы Нинма были Ронсом Чокьи Санпо (1012-88), первый, кто составил важнейшие трактаты в традиции Нинма; Нари Панчен Пэма Вангьял (1487-1543); Патрул Ринпоче (1800-87); Мипхам Ринпоче (1848—1912), написавший тридцать два тома; 3-й Додрупчен Джигмэ Тэнпэ Нима (1865-1926), написавший шесть томов; Шечен Гьялцап, составивший свыше тринадцати томов; Кхэнпо Шенга (1871-1927), чьи произведения занимают пятнадцать томов; и Е. С. Дуджом Ринпоче (1904-87).
Школа Нинма уделяет большое внимание как изучению, так и практике. В этом веке для изучения Сутраяны подчёркивается важность «Тринадцати Великих Текстов» вместе с комментариями на них, написанными Патрул Ринпоче, Мипхам Ринпоче и Кхэнпо Шенга. Этими текстами являются:
1. «Сосор Тарпэ До» (Пратимокшасутра) Будды Шакьямуни.
2. «Дулва До Цава» (Винайясутра) Гунапрабхи.
3. «Нонпа Кунту» (Абхидхармасамуччая) Асанги.
4. «Нонпа Дзо» (Абхидхармакоша) Васубандху.
5. «Ума Цава Шераб» (Праджнянамамуламадхьямика) Нагарджуны.
6. «Ума ла Джукпа» (Мадхьямакаватара) Чандракирти.
7. «Ума Ши Гьяпа» (Чатухшатакашастра) Арьядэвы.
8. «Чанчуб Сэмпэ Чопа ла Джукпа» (Бодхичарьяватара) Шантидэвы.
9. «Парчин Нон Ток Гьен» (Абхисамайяланкара нама Праджняпарамита) Асанги.
10. «Тэкпа Ченпо До дэ Гьен» (Махаянасутраланкара) Асанги.
11. «У Та Намче» (Мадхьянтавибханга) Асанги.
12. «Чо дан Чони Намче» (Дхармадхарматавибханга) Асанги.
13. «Тэкпа Ченпо Гью Ламэ Тэнчо» (Махаяноттаратантрашастра) Асанги.
Главные тантрические тексты, предназначенные для изучения, следующие: «Гухьягарбхатантра» с комментариями, «Дзо Дун» Лонченпы, «Дом Сум» («Три Обета») Нари Панчена, и тексты по кама и тэрма Минлин Тэрчена, Лочен Дхармашри, и другие.
В школе Нинма существует две сангхи: община монахов и община йогов. Традиция Винайи школы Нинма, происходящая от сына Будды Рахулы, следует линии преемственности Махамуласарвастивадинов, которую первоначально принёс в Тибет Шантаракшита. Эта традиция Винайи достигла своего кульминационного пункта в восемнадцатом веке, когда реформатор Дзогчен Гьялсэ Тайе вновь вдохнул жизнь в монашеские правила дисциплины и стандарты учёности.
В Тибете существовало более тысячи монастырей школы Нинма и традиция Нинма распостранилась по всему Тибету и гималайским областям, в Бутане, Сиккиме, Непале и Ладакхе. В центральном Тибете наиболее важными монастырями были Оргьен Миндроллин, построенный Минлин Тэрчен Гьюрмэ Дордже (Тэрдак Линпа) в 1676 г., и Тубтэн Дордже Драк, основанный Ригдзин Нак ги Ванпо (1580-1639) в 1610 году. В восточном Тибете, в Кхаме, в 1159 г. Кадампа Дэшек основал монастырь Каток, а в 1665 г. Ригдзин Кунсан Шераб – монастырь Палъюл. В 1685 г. Пэма Ригдзин, который был первым в линии Дзогчен Ринпоче, основал монастырь Дзогчен, которому было суждено стать самым крупным и одним из наиболее влиятельных монастырей школы Нинма в восточном Тибете. В 1735 г. 2-й Шечен Рабджам Ринпоче, Гьюрмэ Кунсан Намгьял, основал монастырь Шечен. Также существовало много монастырей школы Нинма в областях Голок и Амдо, например, монастыри Додрупчен и Тартхан.
В прошлом столетии было сделано многое для укрепления учений школы Нинма во время духовного и культурного возрождения, во главе которого стояли такие мастера Римэ, как Джамьян Кхьенце Ванпо, Джамгон Контрул Великий и тэртон Чокгьюр Линпа (1829-70), которых называют «Кхьен Кон Чок Сум». В этот период также появились другие блестящие мастера-открыватели тэрма, такие как Дуджом Линпа (1835-1904) и Лэраб Линпа Тэртон Согьял (1856-1926).
После того, как тибетцы ушли в изгнание вследствие событий 1959 г., Е. С. Дуджом Ринпоче (1904-87) был единодушно провозглашён высшим главой традиции Нинма. Он родился в 1904 г. в юго-восточной области Тибета Пэмако, одной из «четырёх скрытых стран» Падмасамбхавы, и был признан воплощением великого тэртона Дуджом Линпы.
Говорят, что он начал открывать тэрма в возрасте всего лишь пяти лет. Когда ему исполнилось четырнадцать, он дал полное посвящение и устную передачу «Ринчен Тэрдзо», а в семнадцать написал свой первый знаменитый труд по Дзогчену. Плодовитый автор и скрупулёзный учёный, он написал более двадцати трёх томов гонтэр и трактатов. Одним из наиболее широко известных трактатов является его монументальный труд «Основы и История Школы Нинма» (3). По просьбе Его Святейшества Далай-ламы он написал «Политическую Историю Тибета». Его произведения обнаруживают энциклопедические познания во всех традиционных разделах науки, включая поэзию, историю, медицину, астрологию и философию. Так же, как Джамгон Контрул собрал учения тэрма, так и Дуджом Ринпоче собрал и издал учения кама.
Дуджом Ринпоче считали живым представителем Падмасамбхавы. Он был величайшим тэртоном и мастером Дзогчена своего времени, а также держателем всех линий передачи школы Нинма. Высочайшие тибетские ламы считали его мастером мастеров и признавали, что он обладает величайшей силой и благословением для ознакомления с природой ума, и именно к нему они посылали своих учеников, которых подготовили к этой прямой передаче ума. Покинув Тибет в 1958 г., он поселился в Индии, а позднее в Непале, где стал ключевой фигурой в возрождении тибетской культуры в общине беженцев. У него много тысяч учеников в гималайских областях, в Бутане, Сиккиме, Непале и Ладакхе. Он много путешествовал по Востоку и Западу для того, чтобы упрочить учения Нинма, основав центры в Гонконге, Соединённых Штатах и Франции.
Е. С. Дилго Кхьенце Ринпоче (род. 1910), выдающийся живущий мастер Дзогчена, сыграл решающую роль в передаче учений Нинма, неустанно путешествуя для того, чтобы учить тысячи своих учеников в Бутане, Непале, Индии и на Западе. Он является одним из главных учеников великого мастера Римэ Джамьян Кхьенце Чокьи Лодро, воплощения Вималамитры и Трисон Дэцена, а также ключевой фигуры в передаче традиции Нинма, который умер в Сиккиме в 1959 г. Резиденцией Дилго Кхьенце Ринпоче является монастырь Шечен Тэнни Даргье Лин в Баудханатхе, Катманду.
4-й Додрупчен Ринпоче (род. 1927), держатель линии передачи Лончен Нинтик, получал учения от многих мастеров, включая Джамьян Кхьенце Чокьи Лодро и Юкхок Чатралва, ученика Адзома Друкпа. Он очень активно занимался изданием книг, особенно трудов Лонченпы, и управляет монастырями и центрами в Гангтоке в Сиккиме, в Бутане, и в Массачусетсе в США. Тулку Ургьен Ринпоче (род. 1920), великий внук Чогьюр Линпы, – мастер как Дзогчена, так и Махамудры. Он является учителем Гьялва Кармапы и наместников линии преемственности Карма Кагью. Тулку Ургьен Ринпоче основал несколько монастырей и центров затворничества в Непале. Нёшул Кхэн Ринпоче (род. 1926), известный своим знанием трудов Лонченпы, является выдающимся представителем практики Дзогчена, и у него много учеников в Бутане, Непале, Индии и на Западе.
Другие великие мастера продолжают поддерживать живую традицию школы Нинма на Востоке. Кьябдже Минлин Тричен Ринпоче, держатель трона великой традиции монастыря Миндроллин, является одним из выдающихся лидеров школы Нинма. Его резиденция находится в Дэра Дун. Пэнор Ринпоче (род. 1932), который сделал действительно очень многое для успеха передачи учений Нинма, возглавляет процветающую общину с очень важным учебным заведением (Scholastic College) и центром затворничества в монастыре Тхэкчок Намдрол Шедруб Даргье Лин в Билакупе в Южной Индии. Также передачу учений Нинма подерживают известный мастер Дзогчена Чатрал Ринпоче, который живёт в Дарджилинге и Непале; Трулшик Ринпоче, высоко почитаемый и важный мастер школы Нинма, который живёт в Непале; 7-й Дзогчен Ринпоче; 7-й Шечен Рабджам Ринпоче, Таклун Цетрул Ринпоче, Чолин Ринпоче, Чокьи Нима Ринпоче и Гардже Кхамтрул Ринпоче.
Такие мастера, как Чагдуд Тулку Ринпоче, Гьятрул Ринпоче и Гонпо Цетэн, сделали многое для распостранения учений Нинма в Соединённых Штатах. В США особо следует отметить работу Тартхан Тулку Ринпоче, основателя Тибетского Центра Медитации Нинма (Tibetan Nyingma Meditation Center), Института Нинма (Nyingma Institute) и Одиянского Центра Культуры Нинма (Odiyan-Center of Nyingma Culture), в области книгоиздания. Кхэнпо Палдэн Шераб, Кхэнпо Цеван Донгьял и Кхэнпо Тубтэн широко учили в Америке, поддерживая передачу учений школы Нинма, которые также стали доступны более широкой аудитории благодаря переводам и трудам Тулку Тхондуп Ринпоче, эрудированного учёного.
Главным средоточием школы Нинма на Западе была область Дордонь на юго-западе Франции, где Е. С. Дуджом Ринпоче основал один из наиболее важных центров и где он умер в 1987 г. Его традиция продолжается его сыном и наследником дхармы, Его Преосвященством Шэнпхэн Ринпоче. Для того, чтобы исполнить желания предыдущего Кангьюр Ринпоче, другого великого мастера, чьё вдохновение играло большую роль в распостранении учений школы Нинма на Западе, как Е. С. Дуджом Ринпоче, так и Е. С. Дилго Кьенце Ринпоче давали учения в Дордони, особенно ученикам, совершающим трёхлетние затворничества, которыми руководит сын Кангьюр Ринпоче, Тулку Пэма Вангьял Ринпоче, один из наиболее выдающихся молодых лам школы Нинма.
Примечания:
1. Всего Лонченпе приписывается двести шестдесят три сочинения. «Дзо Дун» или «Семь сокровищниц» составляют: «Йишин Ринпочей Дзо», «Мэннак Ринпочей Дзо», «Чойин Ринпочей Дзо», «Друбта Ринпочей Дзо», «Тхэкчок Ринпочей Дзо», «Цик Дон Ринпочей Дзо» и «Нэлюк Ринпочей Дзо». «Три Трилогии» Лонченпы включают «Нэлсо Кор Сум», «Рандрол Кор Сум», «Мун Сэл Кор Сум». «Нэлсо Кор Сум», «Трилогия Отдыха и Расслабления», состоит из «Сэмни Нэлсо», «Гьюма Нэлсо» и «Самтэн Нэлсо». «Рандрол Кор Сум», «Трилогия Самоосвобождения», состоит из «Сэмни Рандрол», «Чони Рандрол» и «Нямни Рандрол». «Мун Сэл Кор Сум», «Трилогия об Устранении Тьмы» – это три комментария на Гухьягарбха Тантру. «Три Внутренние Сущности» Лонченпы – это «Лама Янтик», «Кхадро Янтик» и «Сабмо Янтик». «Нинтик Ябши», или четыре «раздела» Нинтик, включают в себя двух «матерей», «Вима Нинтик» и «Кхандро Нинтик», и две «ветви», «Лама Янтик» и «Кхандро Янтик». «Вима Нинтик» передавался в линии кама, а «Кхандро Нинтик» – в линии тэрма. Лонченпа разъяснил и сжато изложил «Вима Нинтик» (и 119 Трактатов Наставлений Мэннакдэ) в своём «Лама Янтик», а «Кхандро Нинтик» разъяснил в «Кхандро Янтик». Чрезвычайно тайные учения, особенно из «Кхандро Нинтик», которые Лонченпа не хотел включать в них, содержатся в его подробном комментарии на «Вима Нинтик» и «Кхандро Нинтик», который называется «Сабмо Янтик».
2. Сочинения Джигмэ Линпы составляют девять томов написанных им самим и открытых текстов, наиболее знаменитыми из которых являются его «Йонтэн Ринпочей Дзо» и два тома автокомментариев «Дэн Ни Шинта» и «Намкхьен Шинта». Также он собрал тантры «Нинма Гьюбум» и написал каталог, содержащий историю линии передачи.
3. Вскоре этот труд должен выйти в свет на английском языке под заголовком “The Nyingma School of Tibetan Buddhism, Its Fundamentals and History”, by Dudjom Rinpoche, translated by Gyurme Dorje and Matthew Kapstein (Дуджом Ринпоче. «Школа Нинма Тибетского Буддизма. Её Основные Принципы и История»), в издательстве Wisdom Publications. Он содержит два больших сочинения Дуджом Ринпоче. Первое, “History of the Nyingmapas” («История Школы Нинма»), является итоговым историческим трудом о развитии школы Нинма, который был написан Дуджом Ринпоче в 1962 г. для того, чтобы принести стабильность школе Нинма в период больших трудностей. Сопровождающий его том, «Fundamentals» («Основные принципы»), сочинённый в 1966 г. в Калимпонге, – это мастерский обзор учения Будды с точки зрения школы Нинма и девяти ян.
Из книги Согьял Ринпоче. "Дзогчен и Падмасамбхава" (Sogyal Rinpoche "Dzogchen and Padmasambhava").
Перевод с английского: Игорь Калиберда.
Другие главы из книги Согьял Ринпоче. "Дзогчен и Падмасамбхава":
Введение
Видение, созерцание и деятельность Дзогчена
Согьял Ринпоче. Сердце практики Дзогчена
Согьял Ринпоче. Дух Дзогчена
Согьял Ринпоче. Путь
Рождённый из лотоса Гуру
Согьял Ринпоче. Девять ян
Другие похожие публикации:
Согьял Ринпоче. В потоке ума
Согьял Ринпоче. Передача Дзогчен
Согьял Ринпоче. Дух Дзогчена
Нёшул Кхэн Ринпоче, Джамьян Дордже. Жизнь Тэртона Согьяла
Кама, или канонические учения, передавались по непрерывной линии преемственности от изначального будды Самантабхадры вплоть до настоящего времени. В ранний период они утверждались в Тибете учениками Падмасамбхавы Няк Джнянакумара и Нубчен Сангье Йеше, а позднее (с одинадцатого века и далее) мастерами рода Сур. В Тибете распостранились две линии кама, линия Рон в центральном Тибете и линия Кхам в восточном Тибете. Две этих линии объединил Тэрдак Линпа (1646-1714) во второй половине семнадцатого века. Учения кама, собранные Тэрдак Линпой и его братом Лочен Дхармашри (1654-1717/8), позднее распостранились в монастырях Дзогчен и Палъюл и, наконец, были изданы в сорока томах Е. С. Дуджом Ринпоче.
В традиции кама три Внутренние Тантры обозначаются тремя терминами: До Гью Сэм (букв. сутра, майя и ум). Они относятся к «До Гонпа Дюпа» Ануйоги, «Гью Санва Нинпо» Махайоги и Сэмдэ, разделу ума Атийоги.
Тэрма являются учениями, скрытыми главным образом Падмасамбхавой и Йеше Цогьял, для того, чтобы они были обнаружены во времена более подходящие для их обнародования открывателями сокровищ (тиб. тэртон), продолжающимся рядом проявлений Падмасамбхавы и его двадцати пяти учеников. Многие из этих тэрма были собраны Джамгон Контрулом и Джамьян Кхьенце Ванпо в «Драгоценную Сокровищницу Тэрма», «Ринчен Тэрдзо», которую составляют более шестидесяти томов. Тэрма можно разделить на тэрма земли (тиб. са тэр), которые содержат материальные объекты, и тэрма ума (тиб. гон тэр), которые тэртон открывает в своём потоке ума.
Кроме трёх передач, упомянутых выше (прямой передачи ума, символической и устной), также существуют три особых передачи тэрма: разрешение, полученное благодаря пророчеству, наделение силой благодаря устремлению и вверение дакиням. Литературу тэрчо можно разделить на три части: Лама, Дзогчен и Тукдже Ченпо (тиб. ла дзог тук сум), то есть, мирные и гневные садханы гуру, учения Дзогчена и цикл садхан Авалокитешвары. Существует другое разделение на Кагье, Гондю и Пхурба.
Примерами гонтэр являются: «Семь сокровищниц» Лонченпы, «Намчо» Мингьюр Дордже, «Лончен Нинтик» Джигмэ Линпы и тэрма Е. С. Дуджом Ринпоче. Примеры чистых видений – это «Ютхок Нинтик» Ютхок Йонтэн Гонпо, «Ригдзин Сокдруп» Лхацюн Намкха Джигмэ и «Гьячен Нер На» Великого Пятого Далай-ламы.
Начиная с первого тэртона, Сангье Ламы (1000-1080) и Драпа Нонше (1012-90), открывателя Четырёх Медицинских Тантр, появились сотни мастеров, которые открывали тэрма, и вплоть до настоящего времени такие мастера, как Е. С. Дуджом Ринпоче и Е. С. Дилго Кхьенце Ринпоче продолжают их открывать. Говорят, что существует сто великих тэртонов и тысяча второстепенных, пять из которых особенно известны как «Пять Царей»: Нян Рал Нима Осэр (1124-1192), Гуру Чован (1212-70), Дордже Линпа (1346-1405), Пэма Линпа (г. р. 1450), и Джамьян Кхьенце Ванпо (1820-1892).
Другими знаменитыми мастерами-открывателими тэрма были: госпожа Джомо Мэнмо (1248-83), духовная супруга Гуру Чован; Оргьен Линпа (1323-ок. 1360), открыватель биографии Гуру Ринпоче, «Шэлдракма», и «Катхан Дэ На»; Ригдзин Годэм (1337-1403), открыватель Северного Тэрма; Сангье Линпа (1340-1396), который обнаружил цикл «Лама Гондю»; Карма Линпа (14-й век), открыватель цикла «Шитро Гонпа Рандрол», из которого происходят учения о шести бардо и «Бардо Тходрол»; Ратна Линпа (1403-78), который составил «Нинма Гьюбум»; Тантон Гьялпо (1385-1510), необычайный мистик и инженер, который прожил сто двадцать пять лет; Джацон Нинпо (1585-1656), который обнаружил цикл «Кончок Чидю»; Лхацюн Намкха Джигмэ (1597-ок. 1650), открыватель учений «Ригдзин Сокдруп»; Великий Пятый Далай-лама, Наван Лобсан Гьяцо (1617-82), который в чистом видении получил двадцать пять учений, известных как «Санва Гьячен»; а также его ученик и учитель Тэрдак Линпа.
Лончен Рабджам (1308-1363) выделяется в традиции Нинма как величайший мастер Дзогчена и один из наиболее блестящих и оригинальных писателей в тибетской буддийской литературе. Он написал свыше двухсот произведений, из которых только около двадцати пяти дошли до нашего времени. Среди них наиболее широко известны «Семь Сокровищниц» (тиб. Дзо Дун) и «Три Трилогии». Именно он объединил во взаимосвязанную систему учения «Вима Нинтик» и «Кхандро Нинтик». Чтобы объяснить эту систему, он написал три «Янтик» или «Внутренних Сущности». (1)
Как объясняет Нёшул Кхэн Ринпоче: ««Семь Сокровищниц» (тиб. Дзо Дун) Кункхьен Лонченпы были написаны для того, чтобы пролить свет на необычайно глубокий смысл семнадцати главных тантр Дзогпаченпо, так же как на учения всех девяти ян. С целью объяснения подлинной практики Дзогчена в соответствии с этими тантрами, Лонченпа собрал как свои собственные тэрма, так и тэрма Чецюн Сэнгэ Ванчука (позднее переродившегося как Джамьян Кхьенце Ванпо) и Пэма Лэдрэл Цала (предшествующего воплощения самого Лонченпы), в форме тринадцатитомного собрания, известного как «Нинтик Ябши». Это «Ябши» является практическим аспектом произведений Лонченпы и основой Старого Нинтик. В нём он объединил «Вима Нинтик» Вималамитры и «Кхандро Нинтик» Гуру Ринпоче и объяснил все практические подробности в свете своего собственного постижения».
Благодаря его благословению, полученному в чистых видениях, Джигмэ Линпа (1730-98), представил сущность учений Лонченпы в собственном тэрма ума, «Лончен Нинтик», которое очень широко распостранилось по всему Тибету (2). Главным держателем линии преемственности «Лончен Нинтик» был 1-й Додрупчен Ринпоче, Джигмэ Тринлэ Осэр (1745-1821). Другие великими учёными школы Нинма были Ронсом Чокьи Санпо (1012-88), первый, кто составил важнейшие трактаты в традиции Нинма; Нари Панчен Пэма Вангьял (1487-1543); Патрул Ринпоче (1800-87); Мипхам Ринпоче (1848—1912), написавший тридцать два тома; 3-й Додрупчен Джигмэ Тэнпэ Нима (1865-1926), написавший шесть томов; Шечен Гьялцап, составивший свыше тринадцати томов; Кхэнпо Шенга (1871-1927), чьи произведения занимают пятнадцать томов; и Е. С. Дуджом Ринпоче (1904-87).
Школа Нинма уделяет большое внимание как изучению, так и практике. В этом веке для изучения Сутраяны подчёркивается важность «Тринадцати Великих Текстов» вместе с комментариями на них, написанными Патрул Ринпоче, Мипхам Ринпоче и Кхэнпо Шенга. Этими текстами являются:
1. «Сосор Тарпэ До» (Пратимокшасутра) Будды Шакьямуни.
2. «Дулва До Цава» (Винайясутра) Гунапрабхи.
3. «Нонпа Кунту» (Абхидхармасамуччая) Асанги.
4. «Нонпа Дзо» (Абхидхармакоша) Васубандху.
5. «Ума Цава Шераб» (Праджнянамамуламадхьямика) Нагарджуны.
6. «Ума ла Джукпа» (Мадхьямакаватара) Чандракирти.
7. «Ума Ши Гьяпа» (Чатухшатакашастра) Арьядэвы.
8. «Чанчуб Сэмпэ Чопа ла Джукпа» (Бодхичарьяватара) Шантидэвы.
9. «Парчин Нон Ток Гьен» (Абхисамайяланкара нама Праджняпарамита) Асанги.
10. «Тэкпа Ченпо До дэ Гьен» (Махаянасутраланкара) Асанги.
11. «У Та Намче» (Мадхьянтавибханга) Асанги.
12. «Чо дан Чони Намче» (Дхармадхарматавибханга) Асанги.
13. «Тэкпа Ченпо Гью Ламэ Тэнчо» (Махаяноттаратантрашастра) Асанги.
Главные тантрические тексты, предназначенные для изучения, следующие: «Гухьягарбхатантра» с комментариями, «Дзо Дун» Лонченпы, «Дом Сум» («Три Обета») Нари Панчена, и тексты по кама и тэрма Минлин Тэрчена, Лочен Дхармашри, и другие.
В школе Нинма существует две сангхи: община монахов и община йогов. Традиция Винайи школы Нинма, происходящая от сына Будды Рахулы, следует линии преемственности Махамуласарвастивадинов, которую первоначально принёс в Тибет Шантаракшита. Эта традиция Винайи достигла своего кульминационного пункта в восемнадцатом веке, когда реформатор Дзогчен Гьялсэ Тайе вновь вдохнул жизнь в монашеские правила дисциплины и стандарты учёности.
В Тибете существовало более тысячи монастырей школы Нинма и традиция Нинма распостранилась по всему Тибету и гималайским областям, в Бутане, Сиккиме, Непале и Ладакхе. В центральном Тибете наиболее важными монастырями были Оргьен Миндроллин, построенный Минлин Тэрчен Гьюрмэ Дордже (Тэрдак Линпа) в 1676 г., и Тубтэн Дордже Драк, основанный Ригдзин Нак ги Ванпо (1580-1639) в 1610 году. В восточном Тибете, в Кхаме, в 1159 г. Кадампа Дэшек основал монастырь Каток, а в 1665 г. Ригдзин Кунсан Шераб – монастырь Палъюл. В 1685 г. Пэма Ригдзин, который был первым в линии Дзогчен Ринпоче, основал монастырь Дзогчен, которому было суждено стать самым крупным и одним из наиболее влиятельных монастырей школы Нинма в восточном Тибете. В 1735 г. 2-й Шечен Рабджам Ринпоче, Гьюрмэ Кунсан Намгьял, основал монастырь Шечен. Также существовало много монастырей школы Нинма в областях Голок и Амдо, например, монастыри Додрупчен и Тартхан.
Современная История
В прошлом столетии было сделано многое для укрепления учений школы Нинма во время духовного и культурного возрождения, во главе которого стояли такие мастера Римэ, как Джамьян Кхьенце Ванпо, Джамгон Контрул Великий и тэртон Чокгьюр Линпа (1829-70), которых называют «Кхьен Кон Чок Сум». В этот период также появились другие блестящие мастера-открыватели тэрма, такие как Дуджом Линпа (1835-1904) и Лэраб Линпа Тэртон Согьял (1856-1926).
После того, как тибетцы ушли в изгнание вследствие событий 1959 г., Е. С. Дуджом Ринпоче (1904-87) был единодушно провозглашён высшим главой традиции Нинма. Он родился в 1904 г. в юго-восточной области Тибета Пэмако, одной из «четырёх скрытых стран» Падмасамбхавы, и был признан воплощением великого тэртона Дуджом Линпы.
Говорят, что он начал открывать тэрма в возрасте всего лишь пяти лет. Когда ему исполнилось четырнадцать, он дал полное посвящение и устную передачу «Ринчен Тэрдзо», а в семнадцать написал свой первый знаменитый труд по Дзогчену. Плодовитый автор и скрупулёзный учёный, он написал более двадцати трёх томов гонтэр и трактатов. Одним из наиболее широко известных трактатов является его монументальный труд «Основы и История Школы Нинма» (3). По просьбе Его Святейшества Далай-ламы он написал «Политическую Историю Тибета». Его произведения обнаруживают энциклопедические познания во всех традиционных разделах науки, включая поэзию, историю, медицину, астрологию и философию. Так же, как Джамгон Контрул собрал учения тэрма, так и Дуджом Ринпоче собрал и издал учения кама.
Дуджом Ринпоче считали живым представителем Падмасамбхавы. Он был величайшим тэртоном и мастером Дзогчена своего времени, а также держателем всех линий передачи школы Нинма. Высочайшие тибетские ламы считали его мастером мастеров и признавали, что он обладает величайшей силой и благословением для ознакомления с природой ума, и именно к нему они посылали своих учеников, которых подготовили к этой прямой передаче ума. Покинув Тибет в 1958 г., он поселился в Индии, а позднее в Непале, где стал ключевой фигурой в возрождении тибетской культуры в общине беженцев. У него много тысяч учеников в гималайских областях, в Бутане, Сиккиме, Непале и Ладакхе. Он много путешествовал по Востоку и Западу для того, чтобы упрочить учения Нинма, основав центры в Гонконге, Соединённых Штатах и Франции.
Е. С. Дилго Кхьенце Ринпоче (род. 1910), выдающийся живущий мастер Дзогчена, сыграл решающую роль в передаче учений Нинма, неустанно путешествуя для того, чтобы учить тысячи своих учеников в Бутане, Непале, Индии и на Западе. Он является одним из главных учеников великого мастера Римэ Джамьян Кхьенце Чокьи Лодро, воплощения Вималамитры и Трисон Дэцена, а также ключевой фигуры в передаче традиции Нинма, который умер в Сиккиме в 1959 г. Резиденцией Дилго Кхьенце Ринпоче является монастырь Шечен Тэнни Даргье Лин в Баудханатхе, Катманду.
4-й Додрупчен Ринпоче (род. 1927), держатель линии передачи Лончен Нинтик, получал учения от многих мастеров, включая Джамьян Кхьенце Чокьи Лодро и Юкхок Чатралва, ученика Адзома Друкпа. Он очень активно занимался изданием книг, особенно трудов Лонченпы, и управляет монастырями и центрами в Гангтоке в Сиккиме, в Бутане, и в Массачусетсе в США. Тулку Ургьен Ринпоче (род. 1920), великий внук Чогьюр Линпы, – мастер как Дзогчена, так и Махамудры. Он является учителем Гьялва Кармапы и наместников линии преемственности Карма Кагью. Тулку Ургьен Ринпоче основал несколько монастырей и центров затворничества в Непале. Нёшул Кхэн Ринпоче (род. 1926), известный своим знанием трудов Лонченпы, является выдающимся представителем практики Дзогчена, и у него много учеников в Бутане, Непале, Индии и на Западе.
Другие великие мастера продолжают поддерживать живую традицию школы Нинма на Востоке. Кьябдже Минлин Тричен Ринпоче, держатель трона великой традиции монастыря Миндроллин, является одним из выдающихся лидеров школы Нинма. Его резиденция находится в Дэра Дун. Пэнор Ринпоче (род. 1932), который сделал действительно очень многое для успеха передачи учений Нинма, возглавляет процветающую общину с очень важным учебным заведением (Scholastic College) и центром затворничества в монастыре Тхэкчок Намдрол Шедруб Даргье Лин в Билакупе в Южной Индии. Также передачу учений Нинма подерживают известный мастер Дзогчена Чатрал Ринпоче, который живёт в Дарджилинге и Непале; Трулшик Ринпоче, высоко почитаемый и важный мастер школы Нинма, который живёт в Непале; 7-й Дзогчен Ринпоче; 7-й Шечен Рабджам Ринпоче, Таклун Цетрул Ринпоче, Чолин Ринпоче, Чокьи Нима Ринпоче и Гардже Кхамтрул Ринпоче.
Такие мастера, как Чагдуд Тулку Ринпоче, Гьятрул Ринпоче и Гонпо Цетэн, сделали многое для распостранения учений Нинма в Соединённых Штатах. В США особо следует отметить работу Тартхан Тулку Ринпоче, основателя Тибетского Центра Медитации Нинма (Tibetan Nyingma Meditation Center), Института Нинма (Nyingma Institute) и Одиянского Центра Культуры Нинма (Odiyan-Center of Nyingma Culture), в области книгоиздания. Кхэнпо Палдэн Шераб, Кхэнпо Цеван Донгьял и Кхэнпо Тубтэн широко учили в Америке, поддерживая передачу учений школы Нинма, которые также стали доступны более широкой аудитории благодаря переводам и трудам Тулку Тхондуп Ринпоче, эрудированного учёного.
Главным средоточием школы Нинма на Западе была область Дордонь на юго-западе Франции, где Е. С. Дуджом Ринпоче основал один из наиболее важных центров и где он умер в 1987 г. Его традиция продолжается его сыном и наследником дхармы, Его Преосвященством Шэнпхэн Ринпоче. Для того, чтобы исполнить желания предыдущего Кангьюр Ринпоче, другого великого мастера, чьё вдохновение играло большую роль в распостранении учений школы Нинма на Западе, как Е. С. Дуджом Ринпоче, так и Е. С. Дилго Кьенце Ринпоче давали учения в Дордони, особенно ученикам, совершающим трёхлетние затворничества, которыми руководит сын Кангьюр Ринпоче, Тулку Пэма Вангьял Ринпоче, один из наиболее выдающихся молодых лам школы Нинма.
Примечания:
1. Всего Лонченпе приписывается двести шестдесят три сочинения. «Дзо Дун» или «Семь сокровищниц» составляют: «Йишин Ринпочей Дзо», «Мэннак Ринпочей Дзо», «Чойин Ринпочей Дзо», «Друбта Ринпочей Дзо», «Тхэкчок Ринпочей Дзо», «Цик Дон Ринпочей Дзо» и «Нэлюк Ринпочей Дзо». «Три Трилогии» Лонченпы включают «Нэлсо Кор Сум», «Рандрол Кор Сум», «Мун Сэл Кор Сум». «Нэлсо Кор Сум», «Трилогия Отдыха и Расслабления», состоит из «Сэмни Нэлсо», «Гьюма Нэлсо» и «Самтэн Нэлсо». «Рандрол Кор Сум», «Трилогия Самоосвобождения», состоит из «Сэмни Рандрол», «Чони Рандрол» и «Нямни Рандрол». «Мун Сэл Кор Сум», «Трилогия об Устранении Тьмы» – это три комментария на Гухьягарбха Тантру. «Три Внутренние Сущности» Лонченпы – это «Лама Янтик», «Кхадро Янтик» и «Сабмо Янтик». «Нинтик Ябши», или четыре «раздела» Нинтик, включают в себя двух «матерей», «Вима Нинтик» и «Кхандро Нинтик», и две «ветви», «Лама Янтик» и «Кхандро Янтик». «Вима Нинтик» передавался в линии кама, а «Кхандро Нинтик» – в линии тэрма. Лонченпа разъяснил и сжато изложил «Вима Нинтик» (и 119 Трактатов Наставлений Мэннакдэ) в своём «Лама Янтик», а «Кхандро Нинтик» разъяснил в «Кхандро Янтик». Чрезвычайно тайные учения, особенно из «Кхандро Нинтик», которые Лонченпа не хотел включать в них, содержатся в его подробном комментарии на «Вима Нинтик» и «Кхандро Нинтик», который называется «Сабмо Янтик».
2. Сочинения Джигмэ Линпы составляют девять томов написанных им самим и открытых текстов, наиболее знаменитыми из которых являются его «Йонтэн Ринпочей Дзо» и два тома автокомментариев «Дэн Ни Шинта» и «Намкхьен Шинта». Также он собрал тантры «Нинма Гьюбум» и написал каталог, содержащий историю линии передачи.
3. Вскоре этот труд должен выйти в свет на английском языке под заголовком “The Nyingma School of Tibetan Buddhism, Its Fundamentals and History”, by Dudjom Rinpoche, translated by Gyurme Dorje and Matthew Kapstein (Дуджом Ринпоче. «Школа Нинма Тибетского Буддизма. Её Основные Принципы и История»), в издательстве Wisdom Publications. Он содержит два больших сочинения Дуджом Ринпоче. Первое, “History of the Nyingmapas” («История Школы Нинма»), является итоговым историческим трудом о развитии школы Нинма, который был написан Дуджом Ринпоче в 1962 г. для того, чтобы принести стабильность школе Нинма в период больших трудностей. Сопровождающий его том, «Fundamentals» («Основные принципы»), сочинённый в 1966 г. в Калимпонге, – это мастерский обзор учения Будды с точки зрения школы Нинма и девяти ян.
Из книги Согьял Ринпоче. "Дзогчен и Падмасамбхава" (Sogyal Rinpoche "Dzogchen and Padmasambhava").
Перевод с английского: Игорь Калиберда.
Другие главы из книги Согьял Ринпоче. "Дзогчен и Падмасамбхава":
Введение
Видение, созерцание и деятельность Дзогчена
Согьял Ринпоче. Сердце практики Дзогчена
Согьял Ринпоче. Дух Дзогчена
Согьял Ринпоче. Путь
Рождённый из лотоса Гуру
Согьял Ринпоче. Девять ян
Другие похожие публикации:
Согьял Ринпоче. В потоке ума
Согьял Ринпоче. Передача Дзогчен
Согьял Ринпоче. Дух Дзогчена
Нёшул Кхэн Ринпоче, Джамьян Дордже. Жизнь Тэртона Согьяла
Комментариев нет:
Отправить комментарий