Дух Дзогчена – это прежде всего отношение, отношение, которое вытекает из глубокой уверенности и веры. Вера появляется из постижения истинного смысла учения Дзогпаченпо и из вашего личного опыта, обретённого благодаря практике. Это – вера в собственную окончательную природу, в то, что у вас есть будда, мудрость ригпа, которая пребывает в вас, несмотря на всё ваше смятение. Она присутствует здесь сама собой.
То, что мешает нам постичь мудрость своего ригпа, является омрачением, которое увековечивается нашим думающим умом. Поэтому вы отправляете его в отпуск или высылаете его, поскольку он является нелегальным иммигрантом. Вы не даёте ему визу. Если вы просто спокойно оставляете свой ум в его собственном естественном состоянии, то от этого приходит подлинная устойчивость, успокоение и прояснение, от чего проявляется природа ума, чем бы она ни была!
Потому что важно также не иметь какого-либо представления о том, чем является природа ума, если же оно у вас есть, то вы кончите тем, что будете обдумывать своё представление, а суть заключается совсем не в этом. Здесь вы просто пребываете в истинной природе своего существа, а не обдумываете представление о природе ума, которое становится всего лишь понятием. Вот почему ни термин «медитация», ни термин «созерцание» в действительности не очень подходят для Дзогчена, поскольку оба этих термина в конечном счёте подразумевают созерцание или медитацию на чём-то, а не пребывание в особом состоянии или видении и продолжение в этом состоянии. Мы должны использовать слово «не-медитация» для того, чтобы описать эту недвойственную медитацию.
В практике Дзогчена вы выходите за пределы облаков для того, чтобы достичь своей природы, подобной небу, внепонятийного, недвойственного аспекта своего ума. Это абсолютное состояние является чистым или исконным осознаванием, ригпа, состоянием ума мудрости всех будд. Главный момент практики заключается в том, чтобы усилить и сделать устойчивым это ригпа, позволив ему расти, пока оно не достигнет зрелости. Дуджом Ринпоче обычно говорит, что в настоящий момент наше ригпа «подобно маленькому ребёнку, брошенному на поле битвы возникающих мыслей». Нам нужно стать няней собственного ригпа.
Наше абсолютное состояние или состояние Дзогпаченпо всегда является совершенным и его никогда не портит наше заблуждение. Как говорит Дуджом Ринпоче:
«Такое состояние окончательного осознавания, исконная природа которого – пуста, никогда не улучшалось буддами и не ухудшалось существами, пребывающими в заблуждении, ибо оно – несоздано, и всё же самопроизвольно завершено».
С точки зрения Дзогпаченпо присущая нам природа является изначальным буддой Самантабхадрой и она подобна небу. Хотя может появляться множество облаков, само небо всегда остаётся незапятнанным. Или же иногда природа ума уподобляется открытому и ясному зеркалу, которое отражает всё и, тем не менее, никогда не пачкается и не загрязняется отражениями.
Зерцалоподобная природа нашего ума является тем, о чём мы должны напоминать себе снова и снова. Когда мы памятуем о чистоте прирождённой природы своего ригпа, возникает огромное вдохновение, надежда и уверенность, и в этом состоянии мы можем растворить всё заблуждение, поскольку заблуждение подобно облаку, это – только временное омрачение и оно не обладает качеством абсолютной реальности. Когда вы можете пребывать в этой природе, подобной небу, это – подобно вере, подобно земле, которая может выдержать вес всего.
Обладая вдохновением учений и уверенностью абсолютного, видения в своём сердце, вы расслабляетесь в собственной природе и пребываете в ней. И если вы можете обнаружить эту разновидность веры и уверенности в себе, это позволяет вам ещё больше расслабиться. Это порождает открытость, удовлетворение и щедрость, которые вы можете назвать «настроением будды». Когда проявляется ясность ригпа, возникает всеохватывающее чувство доброты и огромного вдохновения, ощущение превосходства и подъёма, словно вы возвышаетесь надо всем.
Пребывание в уверенности и ясности ригпа позволяет всем нашим мыслям и эмоциям естественно освобождаться, подобно письменам на воде, или рисованию в небе. Этот вид постижения можно сравнить с тем, как океан видит волны. Дуджом Ринпоче указывает:
«... Если вы не распознаете мысль в качестве того, чем она является, в тот момент, когда она возникнет, то она превратится просто в обычную мысль, как и раньше. Это называется «цепь иллюзии» и является корнем сансары. С другой стороны, если вы можете распознать природу мысли, как только она возникнет, и оставить её в покое, не следуя за ней, тогда какие бы мысли ни возникали, все они самопроизвольно растворятся обратно в безбрежном пространстве ригпа-дхармакайи и освободятся».
Когда видение Дзогпаченпо постигнуто, то не возникает более никакого сомнения. В истории о «Шести Слепых и Слоне» каждый из слепых людей, ограниченных отсутствием у них зрения, может описать только часть слона, которого они ощупывают. Способность видеть всего слона подобна всеобъемлющему видению, зрению ригпа. Все сомнения устраняются доверием и уверенностью, возникающими из прямого постижения видения ригпа, которое затем упрочивается посредством практики Дзогпаченпо. Когда благодаря этой устойчивости ригпа выпускается на свободу, вы обретаете полную уверенность, что всё возникающее естественно освобождается, подобно сиянию света во тьме. Гуру Ринпоче говорит: «В один миг оно рассеивает тьму эпох». Обладая светом видения ригпа, вы можете ясно видеть истинную природу всего возникающего; больше не существует никакого заблуждения.
Многие люди находят, что едва ли не самой важной особенностью Дзогчена являются его стиль, его отношение и его ощущение. Эти качества дарят огромное облегчение, принося нам непринуждённость и свободу и излучая настроение абсолютного на нашу относительную реальность. Как говорит Дилго Кхьенце Ринпоче, если вы обладаете этим видением Дзогпаченпо, хотя иллюзорные восприятия сансары могут возникать в вашем уме, вы будете подобны небу; когда на нём появляется радуга, оно не особенно польщено, а когда появляется облако, оно не особенно разочаровано. Присутствует глубокое чувство удовлетворённости. Вы посмеиваетесь изнутри, когда зрите внешнее проявление сансары и нирваны; видение будет держать вас в постоянном изумлении, с небольшой внутренней улыбкой, источающейся всё время.
Глубина учения Дзогчен заключается в его чрезвычайной ясности и живости, в его силе сообщать Истину как живое переживание. В действительности, тот, кто является поистине подходящим сосудом для учения Дзогчен и обладает очень глубокой кармической связью с ним, просто услышав о Дзогчене, может пробудить видение. Ибо сам Дзогчен является не только учением, но состоянием, абсолютным состоянием. Учение является средством, очень могущественным средством, которое связывает абсолютное с условным и относительным. Однако чудо пути Дзогчена заключается в том, что он не загрязняет абсолютное понятиями, но, тем не менее, говорит о нём на условном языке, принося Истину в этот мир и в наши жизни даже прежде того, как мы достигли полного пробуждения. Дух Дзогчена начинает пронизывать и охватывать ткань нашего повседневного опыта. Даже если мы – несовершенны в данное время, мы можем начать прозревать наше «совершенство». Все будды без исключения находятся в нас, – вот почему это называется Дзогпаченпо! Они – уже здесь, поэтому нет никакой нужды идти искать их куда-то ещё. Как говорил Патрул Ринпоче, это было бы подобно тому, словно вы оставили своего слона дома и отправились искать его следы в лес.
Из книги Согьял Ринпоче. "Дзогчен и Падмасамбхава" (Sogyal Rinpoche "Dzogchen and Padmasambhava").
Перевод с английского: Игорь Калиберда
Введение
Видение, созерцание и деятельность Дзогчена
Согьял Ринпоче. Сердце практики Дзогчена
Согьял Ринпоче. Путь
Рождённый из лотоса Гуру
Согьял Ринпоче. Принцип гуру
Согьял Ринпоче. Девять ян
Согьял Ринпоче. Старая передача школы Нинма
Согьял Ринпоче. В потоке ума
Согьял Ринпоче. Передача Дзогчен
Согьял Ринпоче. Дух Дзогчена
Нёшул Кхэн Ринпоче, Джамьян Дордже. Жизнь Тэртона Согьяла
То, что мешает нам постичь мудрость своего ригпа, является омрачением, которое увековечивается нашим думающим умом. Поэтому вы отправляете его в отпуск или высылаете его, поскольку он является нелегальным иммигрантом. Вы не даёте ему визу. Если вы просто спокойно оставляете свой ум в его собственном естественном состоянии, то от этого приходит подлинная устойчивость, успокоение и прояснение, от чего проявляется природа ума, чем бы она ни была!
Потому что важно также не иметь какого-либо представления о том, чем является природа ума, если же оно у вас есть, то вы кончите тем, что будете обдумывать своё представление, а суть заключается совсем не в этом. Здесь вы просто пребываете в истинной природе своего существа, а не обдумываете представление о природе ума, которое становится всего лишь понятием. Вот почему ни термин «медитация», ни термин «созерцание» в действительности не очень подходят для Дзогчена, поскольку оба этих термина в конечном счёте подразумевают созерцание или медитацию на чём-то, а не пребывание в особом состоянии или видении и продолжение в этом состоянии. Мы должны использовать слово «не-медитация» для того, чтобы описать эту недвойственную медитацию.
В практике Дзогчена вы выходите за пределы облаков для того, чтобы достичь своей природы, подобной небу, внепонятийного, недвойственного аспекта своего ума. Это абсолютное состояние является чистым или исконным осознаванием, ригпа, состоянием ума мудрости всех будд. Главный момент практики заключается в том, чтобы усилить и сделать устойчивым это ригпа, позволив ему расти, пока оно не достигнет зрелости. Дуджом Ринпоче обычно говорит, что в настоящий момент наше ригпа «подобно маленькому ребёнку, брошенному на поле битвы возникающих мыслей». Нам нужно стать няней собственного ригпа.
Наше абсолютное состояние или состояние Дзогпаченпо всегда является совершенным и его никогда не портит наше заблуждение. Как говорит Дуджом Ринпоче:
«Такое состояние окончательного осознавания, исконная природа которого – пуста, никогда не улучшалось буддами и не ухудшалось существами, пребывающими в заблуждении, ибо оно – несоздано, и всё же самопроизвольно завершено».
С точки зрения Дзогпаченпо присущая нам природа является изначальным буддой Самантабхадрой и она подобна небу. Хотя может появляться множество облаков, само небо всегда остаётся незапятнанным. Или же иногда природа ума уподобляется открытому и ясному зеркалу, которое отражает всё и, тем не менее, никогда не пачкается и не загрязняется отражениями.
Зерцалоподобная природа нашего ума является тем, о чём мы должны напоминать себе снова и снова. Когда мы памятуем о чистоте прирождённой природы своего ригпа, возникает огромное вдохновение, надежда и уверенность, и в этом состоянии мы можем растворить всё заблуждение, поскольку заблуждение подобно облаку, это – только временное омрачение и оно не обладает качеством абсолютной реальности. Когда вы можете пребывать в этой природе, подобной небу, это – подобно вере, подобно земле, которая может выдержать вес всего.
Обладая вдохновением учений и уверенностью абсолютного, видения в своём сердце, вы расслабляетесь в собственной природе и пребываете в ней. И если вы можете обнаружить эту разновидность веры и уверенности в себе, это позволяет вам ещё больше расслабиться. Это порождает открытость, удовлетворение и щедрость, которые вы можете назвать «настроением будды». Когда проявляется ясность ригпа, возникает всеохватывающее чувство доброты и огромного вдохновения, ощущение превосходства и подъёма, словно вы возвышаетесь надо всем.
Пребывание в уверенности и ясности ригпа позволяет всем нашим мыслям и эмоциям естественно освобождаться, подобно письменам на воде, или рисованию в небе. Этот вид постижения можно сравнить с тем, как океан видит волны. Дуджом Ринпоче указывает:
«... Если вы не распознаете мысль в качестве того, чем она является, в тот момент, когда она возникнет, то она превратится просто в обычную мысль, как и раньше. Это называется «цепь иллюзии» и является корнем сансары. С другой стороны, если вы можете распознать природу мысли, как только она возникнет, и оставить её в покое, не следуя за ней, тогда какие бы мысли ни возникали, все они самопроизвольно растворятся обратно в безбрежном пространстве ригпа-дхармакайи и освободятся».
Когда видение Дзогпаченпо постигнуто, то не возникает более никакого сомнения. В истории о «Шести Слепых и Слоне» каждый из слепых людей, ограниченных отсутствием у них зрения, может описать только часть слона, которого они ощупывают. Способность видеть всего слона подобна всеобъемлющему видению, зрению ригпа. Все сомнения устраняются доверием и уверенностью, возникающими из прямого постижения видения ригпа, которое затем упрочивается посредством практики Дзогпаченпо. Когда благодаря этой устойчивости ригпа выпускается на свободу, вы обретаете полную уверенность, что всё возникающее естественно освобождается, подобно сиянию света во тьме. Гуру Ринпоче говорит: «В один миг оно рассеивает тьму эпох». Обладая светом видения ригпа, вы можете ясно видеть истинную природу всего возникающего; больше не существует никакого заблуждения.
Многие люди находят, что едва ли не самой важной особенностью Дзогчена являются его стиль, его отношение и его ощущение. Эти качества дарят огромное облегчение, принося нам непринуждённость и свободу и излучая настроение абсолютного на нашу относительную реальность. Как говорит Дилго Кхьенце Ринпоче, если вы обладаете этим видением Дзогпаченпо, хотя иллюзорные восприятия сансары могут возникать в вашем уме, вы будете подобны небу; когда на нём появляется радуга, оно не особенно польщено, а когда появляется облако, оно не особенно разочаровано. Присутствует глубокое чувство удовлетворённости. Вы посмеиваетесь изнутри, когда зрите внешнее проявление сансары и нирваны; видение будет держать вас в постоянном изумлении, с небольшой внутренней улыбкой, источающейся всё время.
Глубина учения Дзогчен заключается в его чрезвычайной ясности и живости, в его силе сообщать Истину как живое переживание. В действительности, тот, кто является поистине подходящим сосудом для учения Дзогчен и обладает очень глубокой кармической связью с ним, просто услышав о Дзогчене, может пробудить видение. Ибо сам Дзогчен является не только учением, но состоянием, абсолютным состоянием. Учение является средством, очень могущественным средством, которое связывает абсолютное с условным и относительным. Однако чудо пути Дзогчена заключается в том, что он не загрязняет абсолютное понятиями, но, тем не менее, говорит о нём на условном языке, принося Истину в этот мир и в наши жизни даже прежде того, как мы достигли полного пробуждения. Дух Дзогчена начинает пронизывать и охватывать ткань нашего повседневного опыта. Даже если мы – несовершенны в данное время, мы можем начать прозревать наше «совершенство». Все будды без исключения находятся в нас, – вот почему это называется Дзогпаченпо! Они – уже здесь, поэтому нет никакой нужды идти искать их куда-то ещё. Как говорил Патрул Ринпоче, это было бы подобно тому, словно вы оставили своего слона дома и отправились искать его следы в лес.
Из книги Согьял Ринпоче. "Дзогчен и Падмасамбхава" (Sogyal Rinpoche "Dzogchen and Padmasambhava").
Перевод с английского: Игорь Калиберда
Другие главы из книги Согьял Ринпоче. "Дзогчен и Падмасамбхава":
Введение
Видение, созерцание и деятельность Дзогчена
Согьял Ринпоче. Сердце практики Дзогчена
Согьял Ринпоче. Путь
Рождённый из лотоса Гуру
Согьял Ринпоче. Принцип гуру
Согьял Ринпоче. Девять ян
Согьял Ринпоче. Старая передача школы Нинма
Другие похожие публикации:
Согьял Ринпоче. В потоке ума
Согьял Ринпоче. Передача Дзогчен
Согьял Ринпоче. Дух Дзогчена
Нёшул Кхэн Ринпоче, Джамьян Дордже. Жизнь Тэртона Согьяла
Комментариев нет:
Отправить комментарий